Материалы » Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста » Экспериментальное изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, организация экспериментального исследования

Экспериментальное изучение мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Цель, задачи, организация экспериментального исследования
Страница 1

Цель исследования

- изучить особенности мотивационной готовности к обучению в школе

детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи

:

1) отобрать психодиагностический инструментарий для изучения особенностей мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки;

2) провести экспериментальное исследование по изучению особенностей мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста;

3) провести интерпретацию результатов экспериментального исследования.

Исследование проводилось на базе «Детский сад общеразвивающего вида №73» г. Череповца Вологодской области. В исследовании приняло участие 8 детей старшего дошкольного возраста.

Нами были использованы следующие методики.

Методика 1 «Беседа о школе»

(по Т.А. Нежновой) [14].

Цель методики:

выявить желание ребенка идти в школу, характер его внутренней позиции

Материал и оборудование:

перечень вопросов, протокол, ручка

Инструкция:

Беседа проводится индивидуально. Все высказывания ребенка протоколируются.

Возможные варианты ответов и их оценка:

А – ориентация на содержание учебной деятельности

Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни

В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия

Вопросы беседы:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б – интерес к внешней атрибутике школьной жизни: новая форма, книги, портфель и т.д.

В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала»

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?

А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачи и т.д.

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей.

В – занятия, не относящиеся к школе.

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе и слышал ли он о ней)

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса.

В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе.

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А – занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д.

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование и т.д.

В – занятие, не имеющие отношения в школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными и т.д.

Критерии оценки:

0 баллов (преобладание ответов категории В) – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), нежелание ребенка идти в школу.

1 балл (преобладание ответов категории Б) – положительное отношение ребенка к школе, ребенок преимущественно проявляет интерес к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника)

2 балла (преобладание ответов категории А) – школьно – учебная ориентация ребенка и положительное отношение ребенка к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована)

Методика 2

Изучение мотивов учения ( по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной ) [23].

Цель методики:

изучить мотивы учения

Материалы и оборудование:

6 карточек со схематичным изображением фигур (содержание содержится в инструкции, стимульный материал в приложении)

Инструкция:

«Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводят с девочками, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали о школе.

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (на стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская фигура, склонившаяся вперёд с указующим жестом, перед ней фигура ребенка с портфелем в руках – внешний мотив).

Страницы: 1 2 3


Валидность
Валидность — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики. Как в экспериментальной психологии, так и в статистике валидное измерение — такое измерение, которое измеряет т ...

Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников
Когда психологи в начале XX в. стали изучать особенности мышления ребенка, в качестве одного из основных призна­ков была выделена связь мышления с речью. Вместе с тем выявилась непосред­ственная связь детского мышления с практическими действиями ребенка. Исследования отечественных психологов [50] и показали, что существуют чрезвычайно ...

Пример вопросника.
1. Сколько Вам лет? 2. Ваш пол? 3. Обращались ли Вы в прошлом к психологу или психотерапевту? 4. Вы пользуетесь Интернетом дома или на работе? 5. Можно ли сказать, что на момент обращения к нам, Вам было действительно плохо? 6. Что Вы ожидали обращаясь за помощью? 7. Были ли Вы разочарованы нашим ответом? 8. На сколько процентов ...