· мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;
· инструментальная агрессия, как средство.
При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями — гневом, враждебностью.
Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из мощных диагностических процедур является опросник Басса—Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия "агрессия" и "враждебность" и определил последнюю как "реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1.Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2.Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3 Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и примят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
С помощью опросника оцениваются следующие виды агрессии мальчиков подросткового возраста (см. Приложение 1).
Рассмотрим полученные нами в ходе исследования результаты (см таблицу 2).
Таблица 2 Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" диагностирующей
виды агрессивных проявлений
на констатирующем этапе эксперимента
№ п/п |
Имя ребёнка |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражение |
Негативизм |
Обида |
Подозри тельность |
Вербальная агрессия |
Угрызение совести и чувство вины |
1 |
Акулян А. |
+ | |||||||
2 |
Агишева Э. |
+ | |||||||
3 |
Артамонова А. |
+ | |||||||
4 |
Ахмадуллина Ю |
+ | |||||||
5 |
Белоножко А. |
+ | |||||||
6 |
Габбасов А |
+ | |||||||
7 |
Гулинян Н. |
+ | |||||||
8 |
Закиров В. |
+ | |||||||
9 |
Заприлюк В. |
+ | |||||||
10 |
Иванова В. |
+ | |||||||
11 |
Игнатьева С. |
+ | |||||||
12 |
Иркабаев Ф. |
+ | |||||||
13 |
Киселева С. |
+ | |||||||
14 |
Копылов Е. |
+ | |||||||
15 |
Кулаков А. |
+ | |||||||
16 |
Майовский А. |
+ | |||||||
17 |
Масленников А |
+ | |||||||
18 |
Марченко Н. |
+ | |||||||
19 |
Молодец А. |
+ | |||||||
20 |
Музафарова А. |
+ | |||||||
21 |
Норкевичуте Т. |
+ | |||||||
22 |
Степашин А |
+ | |||||||
23 |
Тибеев Р. |
+ | |||||||
24 |
Усманов Р. |
+ | |||||||
25 |
Юлдашева Д. |
+ | |||||||
Всего детей |
6 |
2 |
3 |
3 |
1 |
0 |
5 |
5 |
Высшая нервная деятельность человека
У человека в процессе его социального развития, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система, связанная со словесной организацией, с речью. Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменила высшую нервную деятельность человек ...
Предмет и задачи дифференциальной психологии
Сам термин "дифференциальная психология" был введен Штерном в 1900 году. Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и на основе этого разработал целую концепцию “Психология индивидуальных различий”, а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями ...
Общение
Общение
— сплошной многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает в себя обмен общей информацией, стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого.
Субъектами общения являются люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь н ...
Разделы