В первой главе мы теоретически обосновали гендерные особенности агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить существующую взаимосвязь между гендерными особенностями и агрессивностью проявляющейся у подростков.
Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 293 г. Москвы, в 7 В классе.
Таблица 1
Банк диагностических методик
№ п/п |
Название методик |
Автор |
Цель |
Методическое сопровождение |
1 |
Опросник Басса-Дарки |
А. Басе и А. Дарки |
Изучить виды агрессивных проявлений мальчиков подросткового возраста |
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. |
2 |
"Методика рисуночной фрустрации" Тест Розенцвейга |
С. Розенцвейг |
Изучить фрустрационные реакции |
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. |
3 |
Опросник К. Томаса |
К. Томас |
Определить стиль поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению |
Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. |
4 |
Фрейбурский личностный опросник (FPI) |
Й. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел. |
Изучить свойства личности |
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога |
Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.
Проявления агрессии у подростков крайне разнообразны — от оппозиционно-вызывающего поведения до физического насилия и крайних проявлений жестокости и садизма, наблюдающихся при психической патологии. Систематическая физическая агрессия у подростков с расстройством поведения в большинстве случаев сочетается с другими видами агрессии — вербальной, разрушением собственности, самоповреждениями, зоосадизмом, вандализмом у мальчиков и агрессивным фантазированием у девочек. Для исследования гендерных особенностей агрессивности проявляющейся у подростков нами были использованы следующие методики.
Методика 1. "Опросник Басса-Дарки"
Методика направлена на диагностику видов агрессивных проявлений (см. Приложение 1).
Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:
Леворукость как психолого-педагогическая проблема
Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, тем более при поступлении в школу. Многие рассматривают их как группу риска — риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. И эти тр ...
Общие представления о внимании и памяти в свете
психологии познания
Известные исследователи внимания В.Я. Романов и А.А. Пузырей пишут:
«Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания. Трудно найти другое понятие, история которого изобиловала бы столь резкими «взлетам ...
Причины возникновения конфликта
Анализ процесса возникновения конфликта включает изучение развития того противоречия, который лежит в его основе. Л. Козер, американский социолог, отмечает, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность мирного решения противоречий.
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания участников. Происходи ...
Разделы