В первой главе мы теоретически обосновали гендерные особенности агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить существующую взаимосвязь между гендерными особенностями и агрессивностью проявляющейся у подростков.
Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 293 г. Москвы, в 7 В классе.
Таблица 1
Банк диагностических методик
№ п/п |
Название методик |
Автор |
Цель |
Методическое сопровождение |
1 |
Опросник Басса-Дарки |
А. Басе и А. Дарки |
Изучить виды агрессивных проявлений мальчиков подросткового возраста |
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. |
2 |
"Методика рисуночной фрустрации" Тест Розенцвейга |
С. Розенцвейг |
Изучить фрустрационные реакции |
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. |
3 |
Опросник К. Томаса |
К. Томас |
Определить стиль поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению |
Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. |
4 |
Фрейбурский личностный опросник (FPI) |
Й. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел. |
Изучить свойства личности |
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога |
Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.
Проявления агрессии у подростков крайне разнообразны — от оппозиционно-вызывающего поведения до физического насилия и крайних проявлений жестокости и садизма, наблюдающихся при психической патологии. Систематическая физическая агрессия у подростков с расстройством поведения в большинстве случаев сочетается с другими видами агрессии — вербальной, разрушением собственности, самоповреждениями, зоосадизмом, вандализмом у мальчиков и агрессивным фантазированием у девочек. Для исследования гендерных особенностей агрессивности проявляющейся у подростков нами были использованы следующие методики.
Методика 1. "Опросник Басса-Дарки"
Методика направлена на диагностику видов агрессивных проявлений (см. Приложение 1).
Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:
Теории веры
В истории философии и психологии различают три теории веры.
· Эмоциональные. Рассматривают веру преимущественно как чувство (Юм. Джеме и другие);
· Интеллектуальные. Вера трактуется как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и другие);
· Волевые. Признают веру атрибутом воли (Декарт, Фихте и др.). ...
Задача и особенности подростковой и юношеской психодиагностики
Основные отличия детей подросткового и юношеского возраста друг от друга, от детей младшего школьного возраста и от взрослых людей. Когнитивные и личностные особенности отрочества. Главные психодиагностические возрастные характеристики старших школьников. Советы по психодиагностике детей подросткового возраста. Рекомендации по проведени ...
Поведение человека предсказуемо.
Свой метод исследования и помощи клиентам, который он иногда называет «физикой человека», Ч.Тойч основывает не столько на субъективных представлениях и переживаниях личности, сколько на точном объективном анализе ее опыта. В его концепции нет случайностей и совпадений; все счастливые и болезненные обстоятельства подчиняются строгим зако ...
Разделы