В первой главе мы теоретически обосновали гендерные особенности агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить существующую взаимосвязь между гендерными особенностями и агрессивностью проявляющейся у подростков.
Экспериментальное исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 293 г. Москвы, в 7 В классе.
Таблица 1
Банк диагностических методик
№ п/п |
Название методик |
Автор |
Цель |
Методическое сопровождение |
1 |
Опросник Басса-Дарки |
А. Басе и А. Дарки |
Изучить виды агрессивных проявлений мальчиков подросткового возраста |
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. |
2 |
"Методика рисуночной фрустрации" Тест Розенцвейга |
С. Розенцвейг |
Изучить фрустрационные реакции |
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. |
3 |
Опросник К. Томаса |
К. Томас |
Определить стиль поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению |
Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. |
4 |
Фрейбурский личностный опросник (FPI) |
Й. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел. |
Изучить свойства личности |
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога |
Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.
Проявления агрессии у подростков крайне разнообразны — от оппозиционно-вызывающего поведения до физического насилия и крайних проявлений жестокости и садизма, наблюдающихся при психической патологии. Систематическая физическая агрессия у подростков с расстройством поведения в большинстве случаев сочетается с другими видами агрессии — вербальной, разрушением собственности, самоповреждениями, зоосадизмом, вандализмом у мальчиков и агрессивным фантазированием у девочек. Для исследования гендерных особенностей агрессивности проявляющейся у подростков нами были использованы следующие методики.
Методика 1. "Опросник Басса-Дарки"
Методика направлена на диагностику видов агрессивных проявлений (см. Приложение 1).
Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:
Психологические особенности леворуких детей
Долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой, необходимо переучивать, подгоняя под общий стандарт. Но ничего хорошего из такого переучивания не получилось: у детей часто развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это можно понять: ведь леворукость — это не просто предпочтени ...
Основные интерпретации психологов в процессе консультации:
Аналитико-интерпретативная ориентация. Психолог, по мере предъявления клиентом проблемы, анализирует и интерпретирует ее содержание. Клиент должен увидеть свою проблему и самого себя глазами психолога, принять это видение и сделать его своим. Именно психолог здесь ставит задачу на изменение, и составной частью этого изменения обязательн ...
Отношение психологии к другим наукам
Психология может развиваться, сохраняя лишь тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией, для того чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет.
Первой наукой, с которой психология должна сохранять теснейшую связь, является биология.
Если психология животных имеет дело с тем ...
Разделы