В возрасте от 6–8 месяцев до 1 года у ребенка появляется страх перед чужими людьми (ими могут оказаться даже редко приходящие в гости бабушка и дедушка). Такие эмоции могут возникать, даже если мама всем видом одобряет общение взрослых с малышом. Этот страх – нормальная стадия эмоционального и психического развития ребенка. При правильном отношении к такой реакции максимум к двум годам она исчезает, а малыш учится использовать свои эмоции как сигналы в отношении других людей.
Развитие определенных умений малыша всегда должно происходить в наиболее благоприятные для этого сроки. То же касается его чувств и эмоций. Отсутствие или запоздалое появление эмоциональных реакций зачастую приводит к отставанию в общем развитии.
Маленький ребенок постоянно учится овладевать разными действиями в игре, в быту, в процессе общения, и действия эти вызывают различные эмоциональные реакции. Сила, качественные характеристики эмоций, их направленность постоянно меняются. Спокойная окружающая обстановка, эмоционально уравновешенное состояние позволяют ребенку во всей полноте совершенствовать свои действия, закреплять умения, проявлять элементы творчества. Задача взрослого – помочь современному формированию различных навыков самообслуживания, игровых действий, общения.
Например, требуется застегнуть все маленькие пуговицы на кофточке или рубашке. Негативная реакция обеспечена! Пальчики не слушаются, пуговицы выскальзывают из неумелых рук и не желают пролезать в петли. Застегнуться необходимо – но понять эту необходимость малышу не под силу. Интереса строгое указание мамы не вызывает, удовольствия от сложного и безрезультативного действия – никакого. Попробуйте поиграть с ним: кусочек зеленой ткани будет полянкой, нашитые на ткань пуговички – цветами, а маленькие лоскутки с прорезанными посередине петельками – это листья. Покажите малышу, как к цветочку присоединить листок. Пусть он сам постарается повторить за вами требуемое действие. Вот уже и вся полянка в цвету . Такое интересное занятие побуждает ребенка быстрее овладевать умениями. Каждое успешное действие вызывает радость, а значит, и положительные эмоции как результат собственных действий.
Часто детей лишают радости познания и собственных открытий, все делая за них, опережая их стремления и желания, изначально не давая проявиться их потенциальным возможностям, их самовыражению. Получается, что развитие малыша искусственно задерживается.
Присмотримся к ребенку. Он хочет сам что-то сделать: съесть, снять, стянуть, достать, и не только хочет, но и может, но мама все делает за него, вызывая тем самым негативное поведение крошки и не понимая, почему он постоянно плачет и хнычет. Он же не находит применения своим умениям. Сначала потому, что не дают взрослые, а потом, привыкнув к бездеятельности. Благоприятного эмоционального самочувствия от такого бодрствования малыш не испытывает. Самостоятельность не развивается, любознательность гасится.
Конечно, ребенок довольно мал, и бывает легче и быстрее сделать что-то вместо него, чем долго и упорно ждать результата от его действий. К примеру, перевернуть страничку книги, нарисовать дорожку или надеть шортики. При таком подходе малыш будет лишен не только возможности проявить себя в деле, получая бодрящие положительные эмоции, но и не научится долгие годы самостоятельно обслуживать себя, трудиться, заниматься. Он привыкнет, что все можно достичь чужими руками.
Это не значит, что его эмоциональная сфера не разовьется, то проявления чувств в основном будут содержать капризные, требовательные, недовольные нотки. В большинстве случаев ребенок не сможет познать радость самостоятельных действий, радость созидания, т.к. он не будет знать, чем заняться и каким образом самостоятельно решать проблемы.
Хорошо, чтобы ребенок испытывал как можно больше радостных эмоций. А если уж слишком расшалился, переключите его внимание на другое, не менее увлекательное занятие. Не запретами, а добрым отношением, не мелочной опекой, а помощью в развитии можно привлечь малыша к приятному и полезному «деловому сотрудничеству» с взрослыми.
В конце второго года жизни, дети, как правило, начинают активно использовать речь в общении с окружающими. Но они по-прежнему еще продолжают пользоваться и эмоционально выразительными реакциями, заменяя ими лова, когда надо, например, привлечь внимание взрослых. Это могут быть проявления отрицательных эмоций: крик, хныканье с различным оттенками, повышенная двигательная активность, недовольная мимика; а могут быть положительные эмоциональные проявления: улыбка, смех, своеобразные жесты, заглядывание взрослому в глаза. Малышам еще трудно пока вступать в полноценный словесный контакт, хотя они хорошо понимают, когда к ним обращаются взрослые.
Выводы и рекомендации по результатам исследования
Выводы.
Обобщая проведенную интерпретацию результатов, можем сделать окончательные выводы:
1. В результате обследования было установлено, что у студентов-психологов заниженный уровень эмпатии (15-21 баллов из 36) и выявлено преобладание практической направленности личности (27,8%). Для сравнения: практическая направленность – 27,8%; э ...
Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в зависимости от
типа личности.
В ходе подготовки к проведению исследовательской работы нами было предположено, что учет типа личности каждого из детей группы поможет разделить их на подгруппы. В соответствии с этим, нами была выдвинута гипотеза о том, что учет типа личности ребенка в процессе воспитания в первую очередь повлияет на повышение уровня психологического к ...
Введение.
Существуют ли различия между лидерством и руководством? В сборнике «Перекрестные направления в лидерстве» приводятся различные точки зрения американских ученых на этот вопрос. Для одних авторов эти понятия являются синонимами. Они доказывают, что лидером нельзя стать, не будучи эффективным руководителем, и наоборот. Другие отделяют лиде ...
Разделы