Испытываемые субъектом сложности его профессионального становления обобщенно можно обозначить понятием "профессиональные деструкции". Серьезным испытанием для человека является сама необходимость многолетней трудовой деятельности при достаточно ограниченном репертуаре трудовых функций, социальных ролей в первичном коллективе, сложных переплетениях формальных и неформальных отношений с коллегами и руководителями, нередко — необходимость "держаться" за данное рабочее место, за членство в определенной организации. В современной России по мере приближения к пенсионному возрасту человек труда вынужден заниматься личностным ростом, если заинтересован в сохранении своего рабочего места. Эти две стороны социальной активности человека далеко не всегда синергичны.
Понятно, что процесс профессионального становления — это процесс периодических "подъемов", "плато" и "спусков", смены стадий профессионализации и депрофессионализации, изменения структуры профессионально важных качеств, мотивации труда, жизненных ценностей человека. Было бы наивным полагать, что такой процесс свершается безболезненно, исключительно в своем "позитивном векторе" развития, в единой для всех динамике, и является единым для всех людей как субъектов труда. Научный подход к проблеме предполагает ее рассмотрение в пространстве, системе переменных, имеющих как "положительный", так и "отрицательный" полюса. Акцентирование внимания психологов только на одном из них едва ли можно считать научным, профессиональным подходом к проблеме.
Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся устойчивые изменения сложившейся структуры и содержания деятельности, структуры личности субъекта. Они негативно сказываются на его производительности и удовлетворенности трудом, функциональных и межличностных взаимодействиях с партнерами, а также на развитии личности субъекта труда. Профессиональные деструкции связаны как с общими факторами жизнедеятельности человека (возрастными кризисами и пр.), так и со специфическими детерминантами
Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э. Ф. Зеер. Он выделил следующие типы кризисов
1) нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления (возрастные кризисы);
2) ненормативные (необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы);
3) невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т. е. внутренние конфликты — жизненные кризисы).
Исследователь также выделил основные факторы кризисов профессионального становления:
♦ сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом, отношениями в коллективе;
♦ социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);
♦ возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром "эмоционального выгорания");
Ф вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение вакансии, в аттестациях);
♦ полная поглощенность профессиональной деятельностью. Например, "трудоголики" характеризуются как специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными; специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях;
♦ изменения в жизнедеятельности (переезд, перерыв в работе, "служебный роман" и др.).
Все кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности
Опираясь на идеи Л. С. Выготского, Э. Ф'. Зеер выделил следующие фазы кризисов профессионального развития.
1. Предкритическая фаза: проблемы не всегда осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, в раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.
2. Критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника приводит к выработке вариантов изменения ситуации, путей развития дальнейшей профессиональной жизни. Но при этом усиливается психическая напряженность, усугубляются противоречия, возникают конфликты: а) мотивационный, связанный с потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентации и установок; б) когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления деятельности; в) поведенческий, обусловленный неудовлетворенностью межличностными отношениями в первичном коллективе, социально-профессиональным статусом и др.
Основные интерпретации психологов в процессе консультации:
Аналитико-интерпретативная ориентация. Психолог, по мере предъявления клиентом проблемы, анализирует и интерпретирует ее содержание. Клиент должен увидеть свою проблему и самого себя глазами психолога, принять это видение и сделать его своим. Именно психолог здесь ставит задачу на изменение, и составной частью этого изменения обязательн ...
Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юристов.
Конфликты в служебной деятельности сотрудников ОВД могут происходить и между самими сотрудниками, что часто не способствует успешной работе. Эти конфликты могут развиваться как по “горизонтали”, так и по “вертикали”. Так, по данным исследователей 49,6% всех конфликтов между сотрудниками происходит между равными по должности, причем руко ...
Социальная желательность и личностные черты. Социальная
желательность и толерантность к неопределенности.
В двадцатом веке в науке стали широко использоваться понятия «неопределенность». Существует множество мнений по определению этого понятия. Сам С. Баднер (S. Budner, 1962), который является автором методики, которую мы используем, определял толерантность к неопределенности как тенденцию восприятия неопределенных ситуаций как желаемых, а ...
Разделы