В двадцатом веке в науке стали широко использоваться понятия «неопределенность». Существует множество мнений по определению этого понятия. Сам С. Баднер (S. Budner, 1962), который является автором методики, которую мы используем, определял толерантность к неопределенности как тенденцию восприятия неопределенных ситуаций как желаемых, а противоположную ей характеристику - как источников угрозы. В нашем исследовании под неопределенностью мы понимаем ситуацию, которую воспринимающий индивид не может категоризировать из-за недостатка информации (или каких-либо подсказок). Такими являются для него сложные, противоречивые и новые ситуации, которые могут длиться какое-то неопределенно время, в течение которого могут возникать сложности, противоречивости и новые факторы. Толерантность к неопределенности является реакцией на неопределенность. Низкая толерантность проявляется стрессом и дискомфортом в противоречивой ситуации. И напротив, индивиды с высокой толерантностью находят такие ситуации желаемыми и вызывающими (challenging) (Луковицкая Е.Г).
Исходя из определения, мы предполагаем, что люди с высокой мотивацией одобрения будут менее толерантны к ситуации неопределенности (воспринимать как угрозу), так как социальная желательность предполагает «продуманность» человеком своего поведения в обществе, то есть индивид с большей тенденцией к социальной желательности имеет предварительное знание возможных результатов своих действий и сознательно выбирает наиболее полезное для себя, а неопределенность ситуаций будет пугать.
Социальная желательность и тревожность.
У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. На уровне здравого смысла мы предполагаем, что социальная желательность определяет уровень тревожности, т.е. человек, который хочет понравиться другим, должен испытывать некое беспокойство по отношению к тому, как его воспринимают другие, делает ли он какие – либо неодобряемые, «неправильные» поступки с точки зрения социальных норм в данной группе.
Социальная желательность и общительность.
Общительность - черта характера, выражающая потребность и способность личности к общению с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания. Для общительного человека характерны легкость контактов, умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, лидерству в группе. Возможно, желание быть социально положительным определяет активность и степень общения с другими, говоря простым языком, – для того чтобы подать себя в более привлекательном свете необходимо постоянное общение.
Социальная желательность и открытость.
Открытость – это характеристика отношения к социальному окружению и уровня самокритичности. Это стремление к доверительно – откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Так как социальная желательность есть презентация себя другим, при этом, скрывая одни черты и, акцентируя внимание на другие свои особенности, а открытые люди склонны к откровенному взаимодействию, то можно предположить, что индивиды с высокими показателями по мотивации одобрения будут менее открытыми.
Источники развития проектного метода
Беспалько И. Г., Гшъяшева И. Н. Проективные методы // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983. - С. 116-144.
Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений искус ...
Выводы
В начале работы мы ставили себе цель – выяснить психологические детерминанты сниженной успеваемости учащегося. Для этого мы рассмотрели ряд психологических явлений относительно нашего испытуемого. Теперь можно сделать выводы о влиянии того или иного психологического фактора на успеваемость:
1. Условия воспитания в семье.
В целом услов ...
Психологические особенности девиантного поведения. Теории
девиантного поведения, теоретические обоснования понятия
И.С. Кон (1989) определяет данное понятие как совершение действий, прямо или косвенно нарушающих нормы и правила, принятые в данном обществе.
В.Д. Менделевич (2003) в определении девиантного поведения обращает внимание и на внутренние стороны процесса: он считает, что отклоняющееся поведение проявляется в виде дисбаланса психических пр ...
Разделы