Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Характеристика методических основ исследования. Описание диагностической программы

Характеристика методических основ исследования. Описание диагностической программы
Страница 1

Исследования развития логического мышления проводилось на базе средней школы № 69 г. Тулы, в период с 22 января по 11 февраля 2007г. В исследовании принимали участие ученики 2 класса в количестве 15 человек (учащиеся 8-9 лет, 15 детей из них 9 девочек и 6 мальчиков).

Диагностическая программа, целью которой было определение и диагностика уровня развития логического мышления включила в себя следующие методики

www.transpexplore.ru

Название методики

Цель методики

1

Методика «Исключение понятий»

Исследование способности к классификации и анализу.

2

Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

Определить степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

3

«Последовательность событий»

Определить способность к логическому мышлению, обобщению.

4

«Сравнение понятий»

Определить уровень сформированность операции сравнения у младших школьников

(1)Методика «Исключения понятий» Цель: предназначена для исследования способностей к классификации и анализу.

Инструкция: Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 5 минут обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10 Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Обработка результатов

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во правильных ответов

17

16

15

14

12-13

11

10

9

8

16-17 – высокий, 15-12 – средний уровень, 11-8 – низкий, меньше 8 – очень низкий.

(2)

Методика « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

Все это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают принимая пищу днем и вечером?

3. Днем на улице светало, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груша, слива и яблоко – это…?

6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

8. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).

Страницы: 1 2 3


Общие представления о внимании и памяти в свете психологии познания
Известные исследователи внимания В.Я. Романов и А.А. Пузырей пишут: «Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания. Трудно найти другое понятие, история которого изобиловала бы столь резкими «взлетам ...

Меры по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков
Педагогическая коррекция агрессивного поведения детей в учебном процессе. Важное место в жизни ребенка занимает школа. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность является ведущим видом деятель ...

Повторное анкетирование
В течение двух месяцев нами был реализован психопрофилакический комплекс “Твой Выбор” (см. Приложение). После его проведения было проведено повторное анкетирование. Уровень первичной наркотизации составил 18 % , что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Программа психопрофилактического комплекса “Твой Выбор”. № ...