В традиционных исследованиях ученых-педагогов категории «содержание воспитания» отводится одно из основополагающих мест в номенклатуре педагогических понятий. Вместе с тем, особенностью его трактовок в теоретических работах разных авторов является единство в уклонении от конкретной формулировки: «содержание воспитания зависит от цели, которую ставит перед собой воспитатель». www.edutarget.ru
Общим местом этого феномена является отождествление содержания с процессом, который определяется целью. В свою очередь процесс воспитания представлен содержательными сторонами или направлениями [1;375].
Физическое воспитание.
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания. Понимаю общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья ребенка, разные авторы формируют задачи физического воспитания по-разному.
В дошкольной педагогике принято выделять три группы задач физического воспитания. Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Задачи второй группы (воспитательные) направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами. Третья группа – задачи, связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.
Нравственное воспитание.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы, подражание взрослым.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами [4;103].
Трудовое воспитание.
Большое значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который в своих работах определили теоретический и методологический взгляд на труд детей. Так же большое значение труду придавали А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский.
Первое отличие труда ребенка от труда взрослого состоит в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Это не значит, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение.
Еще одной отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети переключаются на игру – играют с водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д.
Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.
На основе классификации Ю. К. Бабанского, В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой можно выделить две группы задач трудового воспитания:
1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью 9в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков);
2) развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений, приобретение социального опыта взаимодействия).
Умственное воспитание.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальны для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания – Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, а. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля и М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладеть способами анализа и решения разнообразных задач.
Об умственном развитии ребенка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию.
Проблема самооценки в современной психологии. Понятие самооценки и ее виды
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков[9] и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения[1]. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и т ...
Композиция группы
Композиция группы
— совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важных для понимания ее целостных свойств. Признаки, входящие в групповую композицию, каждый раз определяются исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы. Скажем, композиционный набор в случае практи ...
Сравнительный анализ семантического пространства юношей и девушек
Для исследования семантического пространства была использована методика "Семантический дифференциал" Ч.Осгуда. Испытуемым предлагалось оценить понятия "женщина", "мужчина", "мама", "папа", "любовь", "секс", "мое настоящее", "мое будущее", "усп ...
Разделы