Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л. С. Выгодским (текст 2).
Текст 2. Три типа дефекта
«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанны органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с различными органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на раз тие ребенка и его воспитание. Соответственно этому, следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота), повреждение или достаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие).
В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В. В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С. Выгодский, Г.Е. Сухарева, Л. Каннер) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:
ретардация
(задержанное развитие) - запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимуществен но отдельных компонентов;
дисфункция созревания
связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;
поврежденное развитие
- изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;
асинхрония
(искаженное развитие) - диспропорционально психическое развитие при выраженном опережении темпа и ков развития одних функций и запаздывании или выраженное отставании других.
Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.
Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания:
· общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различ-эй степени тяжести),
· задержанное развитие (задержка психического развития). 'Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения типу повреждения:
· поврежденное развитие (органическая деменция),
· дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных си-ем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).
Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений:
· искаженное развитие (ранний детский аутизм),
· дисгармоническое развитие (психопатии).
В последние годы все больше появляется детей с так называвши сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепо-глухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллектуального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития». Фактически сейчас все больше можно говорить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ребенка.
Основные положения подхода Дж. Бюджентала («жизнеизменяющяя терапия»)
1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы: проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы. В ЭГП терапевт проявляет особый экзистенциальный сл ...
Нарушение речи
Афазия – потеря способности говорить вследствие потери речевых зон головного мозга.
При афазии больные частично или полностью теряют способность понимать речь или выражать свои мысли в словах. С функцией речи в основном связаны левая височная доля, блуждающая область лобной доли. Повреждение любой части этой маленькой зоны в результате ...
История учений о характере
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, больши ...
Разделы