Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л. С. Выгодским (текст 2).
Текст 2. Три типа дефекта
«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанны органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с различными органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на раз тие ребенка и его воспитание. Соответственно этому, следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота), повреждение или достаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие).
В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В. В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С. Выгодский, Г.Е. Сухарева, Л. Каннер) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:
ретардация
(задержанное развитие) - запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимуществен но отдельных компонентов;
дисфункция созревания
связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;
поврежденное развитие
- изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;
асинхрония
(искаженное развитие) - диспропорционально психическое развитие при выраженном опережении темпа и ков развития одних функций и запаздывании или выраженное отставании других.
Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.
Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания:
· общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различ-эй степени тяжести),
· задержанное развитие (задержка психического развития). 'Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения типу повреждения:
· поврежденное развитие (органическая деменция),
· дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных си-ем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).
Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений:
· искаженное развитие (ранний детский аутизм),
· дисгармоническое развитие (психопатии).
В последние годы все больше появляется детей с так называвши сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепо-глухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллектуального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития». Фактически сейчас все больше можно говорить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ребенка.
Механизмы защиты. Тревожность
Основные проблемы души состоят в том, как справиться с тревожностью. Тревожность вызывается ожидаемым или предвидимым возрастанием напряжения или неудовольствия; она может развиваться в любой ситуации (реальной или воображаемой), когда угроза какой-то части тела или души слишком велика, чтобы ее игнорировать, чтобы с ней справиться, или ...
Анализ и оценка результатов диагностики агрессивного поведения
мальчиков и девочек подросткового возраста на формирующем этапе эксперимента
После разработки и использования практических рекомендаций по коррекции агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста была проведена контрольная диагностика.
Таблица 6 Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" диагностирующей
виды агрессивных проявлений
на формирующем этапе эксперимента
№ п/ ...
Личность наркомана
Цель:
При этом способе опроса выясняется, что не существует особой личности наркомана, а каждый из нас обладает свойствами, которые приписываются наркоманам. Наркомания и зависимость это тема, которая касается всех, правда, в разных проявлениях и с разными последствиями.
Материал:
подготовленные рабочие материалы, бумага, карандаши ( ...
Разделы