Материалы » Психологические особенности преступности несовершеннолетних » Вопрос 2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность

Вопрос 2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность
Страница 4

Наркотики позволяют человеку хотя бы на время избавиться от собственных недостатков: скучные становятся веселыми, жизнерадостными, молчаливые – оживленными, словоохотливыми, робкие – смелыми, слабые чувствуют прилив энергии, причем сознание собственных сил и способностей у них возрастает в высокой степени. Эти ощущения прекрасного психического самочувствия и подъема энергии вызывают у подростков желание повторять прием наркотиков.

Пристрастию к наркотикам способствует и существующая у них иллюзия полезности в виде примеров создания произведений искусства в состоянии наркотического опьянения, «оживляющего» действия многих наркогенных веществ. Имеет значение и стремление части несовершеннолетних рассматривать жизнь как непрерывный праздник, сплошную цепь удовольствий и ориентация на веселье и наслаждения при нежелании видеть трудности жизни и тем более преодолевать их. Удовлетворение этого стремления становится возможным для подростков в наркотическом опьянении, поскольку оно сопровождается временным всплеском положительных эмоций, немотивированным весельем, радостным настроением, эйфорией.

Среди факторов риска можно назвать и потребность установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы разрешаемого.

Предрасположенность к наркотизации может быть обусловлена и явлениями психического инфантилизма, что присуще части несовершеннолетних, а также внутриличностными конфликтами, связанными с высоким уровнем притязаний, потребностью в признании и болезненным осознанием невозможности достичь желаемого. Неумение преодолевать коммуникативные барьеры, безуспешные попытки найти хотя бы одного близкого друга часто приводят подростка к психологическому дискомфорту, который он пытается преодолеть с помощью наркотических средств.

Здесь им на помощь нередко приходят наркоманы, стремящиеся побудить к приему наркотических веществ и других людей. В медицине существует даже специальный термин, обозначающий это явление, - прозелитизм наркоманов, т.е. склонность учить других принимать наркотики. Это объясняется своеобразным «альтруизмом» наркомана, желанием «поделиться удовольствием». Если курильщик конопли в состоянии наркотического опьянения находится вне окружения таких, как он, ему крайне неприятно, что другие не разделяют его веселья, он испытывает раздражение, злобу. Если же наркотизация осуществляется в компании, где все пребывают в состоянии наркотического опьянения, то происходит взаимное заражение эмоциями, что усиливает эффект этого опьянения.

Кроме того, стремление привлечь к наркотикам новых людей объясняется также корыстными побуждениями – расширение круга наркоманов облегчает поиск наркотика и средств на его приобретение.

В арсенале приобщения к наркотикам находятся практически все виды межличностного взаимовлияния: заражение, подражание, убеждение, внушение, конформизм и др. Выступая в совокупности и дополняя друг друга, они создают непреодолимую силу.

К наркомании наиболее склонны несовершеннолетние с акцентуированными, т.е. крайне заостренными, ярко выраженными, нов пределах нормы чертами характера, а также страдающие психопатиями. Причем разным видам акцентуаций и психопатий присущи свои формы наркотизации (статистически чаще употребление наркотических веществ встречается при эпилептоидной, истероидной, гипертимной неустойчивой акцентуацииях).

Употребление наркотиков чаще всего начинается в молодом (и даже детском, подростковом) возрасте, поэтому причины наркомании связаны с психологическими особенностями этих возрастных периодов: незавершившееся развитие нервной и эндокринной систем, социальная незрелость, отсутствие стойких жизненных позиций делают детей и подростков особенно уязвимыми к наркотикам.

Подверженность заболеванию наркоманией наблюдается прежде всего у внушаемых, психически незрелых подростков, неспособных к социально направленным волевым усилиям, к правильной оценке своих поступков и их последствий. Когда такие подростки оказываются в микросреде людей, употребляющих наркотики, они не могут ни противостоять ей, ни уйти от пагубного влияния, прекратив общение с наркоманами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми: конфликт взаимоотношений или сложности взаимного восприятия
Большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия - контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение - принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А. И Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, п ...

Пример вопросника.
1. Сколько Вам лет? 2. Ваш пол? 3. Обращались ли Вы в прошлом к психологу или психотерапевту? 4. Вы пользуетесь Интернетом дома или на работе? 5. Можно ли сказать, что на момент обращения к нам, Вам было действительно плохо? 6. Что Вы ожидали обращаясь за помощью? 7. Были ли Вы разочарованы нашим ответом? 8. На сколько процентов ...

Формирование эстетики поведения и общение, нормализация отношений в подростковой среде как социально-педагогическая проблема. Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков
Современное образование, как один из социально-культурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, когда воспитание человека как носителя эстетических ценностей, норм и правил приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся бездуховностью общества, ростом прагматических тенденций во взаимоотношениях людей, сн ...