В последние десятилетия во многих странах наблюдается тенденция не только к резкому росту наркомании, но и значительное ее «омоложение», т.е. увеличение процента подростков и детей среди наркоманов. Наша страна не стала исключением, хотя у нас нет традиций употребления наркотиков. Если употребление алкоголя дети видят постоянно, если не дома, так на улице, то родителей-наркоманов не так уж много. Наркомания в нашей стране распространяется подобно моде на одежду, музыку, танцы и т.д.
Большинство наркоманов начинают употреблять наркотические вещества еще в подростковом возрасте и практически всегда под воздействием ближайшего окружения. В медицинской практике не встречались случаи, когда бы подросток сам, без внешнего влияния, в одиночку начал бы искать и употреблять наркотические вещества. Одним из основных мотивов первого потребления наркотика является желание быть «своим среди своих», стремление быть принятым референтной группой, соответствовать моде (а наркотики сейчас в моде), с другой стороны, - проявление самостоятельности, самоутверждения, чувства взрослости, которые выступают главными возрастными особенностями подросткового возраста.
Среди психолого-педагогических и социально-психологических причин ранней наркотизации можно выделить следующие. Употребляющие наркотики подростки чаще всего растут и воспитываются в в неблагоприятных микроусловиях – в неустойчивых или неполных семьях, в ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Такие семьи нередко характеризуются низким морально-этическим уровнем развития, регулярным потреблением спиртного старшими, склонностью к асоциальным действиям.
Что касается материально-бытовых условий жизни в семье, то здесь прямой зависимости нет. Условия жизни могут быть не только неблагоприятными, но и вполне приемлемыми, доходить до уровня высокой материальной обеспеченности. Основную роль играет психологический климат в семье, отношения родителей с детьми и между собой. Как протест против конфликтной обстановки в семье, против применяемых методов воспитания, эмоциональной отверженности у детей наблюдаются различные формы поведения, проявляющиеся, например, в побегах из дома, бродяжничестве, в поисках помощи и внимания вне дома. Такие подростки зачастую именно в разновозрастные компании, имеющие нередко асоциальную направленность. Здесь они могут познакомиться с курением, алкоголем и, что самое опасное, с наркотиками.
Предрасполагает к наркотикам также низкий уровень интеллектуального, эмоционально-волевого развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростков, бедности их нравственных чувств, направленности только на потребление и развлечения. Известно, что отсутствие увлечений, любимого дела у подростка выражается в низкой культуре досуга, в наличии ничем не заполненного свободного времени.
С другой стороны, перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений вызывает постоянное стремление к новым и новым острым ощущениям. Это подтверждает и наличие подростковой наркомании в развитых странах.
Отрицательное влияние оказывают отсутствие ясных и значительных жизненных целей, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Молодой человек, имеющий ясно обозначенные жизненные цели, желающий занять достойное место в обществе, социально активный, не станет на путь наркотизации.
Часть же школьников нередко рассуждают: «Окончу школу, пойду работать, а что дальше?» Монотонная, однообразная работа, усталость после нее, малый заработок – все это они зачастую видят на примере родителей. Трудности в решении вопроса о смысле жизни могут толкнуть к поискам иллюзорного счастья, и подросток захочет испытать яркие впечатления, пусть ненадолго, но забыться, ощутить свою значимость, почувствовать прилив душевных сил.
И в заключении…
В юношеском возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. Испытуемый Л на данном этапе развития активно формирует структуру этих ценностей. В соответствии с его личностными особенностями на первые места он ставит материальную независимость, свободу выбора жизненного пути, близкие межличностные отношения. Думаю, в ближайшее вре ...
Нейропсихологические исследования проблемы обучения в школе.
Трудности в обучении детей зачастую связаны с наличием проявлений минимальной мозговой дисфункции и обусловленных ими задержками психического развития. В данном направлении было выполнено большое число исследований, которые отмечают перспективность и необходимость использования нейропсихологических знаний при анализе проблем школьной не ...
Фаллическая стадия
Начиная, по меньшей мере, с 3-х лет ребенок переходит на фаллическую стадию, сосредотачиваясь на генитальных областях тела. В этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.
Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребен ...
Разделы