Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии
Страница 2

Зильманн заменил "враждебную" и "инструментальную" на "обусловленную раздражителем" и "обусловленную побуждением". Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод [16, с. 52]. www.psychologyrise.ru

Додж и Койе выделили реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия – это запугивание, принуждение. Она инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое , беззащитное существо. Проактивная агрессия может быть:

1) враждебной – например, месть за неудачу случайно встретившемуся человеку;

2) инструментальной – например, преследование для достижения власти в группе.

Эти ученые провели серию исследований, в которых выявили различия между двумя типами агрессии. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию учащиеся начальных классов (мальчики) склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников. [1, с.19].

Э.Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. Так, работники милиции, военнослужащие во время боевых действий, а так же ряд других специалистов часто прибегают к агрессивным действиям, цель которых выполнение профессионального и гражданского долга. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а так же псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Псевдоагрессия включает в себя несчастные случаи, игровую агрессию (фехтование, борьба) и агрессию как социально приемлемое самоутверждение в условиях конкуренции. Э. Фромм отмечает, что «Агрессия, как эволюционно закрепленное поведение на может не быть адаптивной» [цит. по 2, с.9]. Поэтому, по его мнению, стоит бороться только с социально опасными, мешающими приспособлению формами агрессивного поведения. Недостаток приемлемой агрессивности приводит к блокированию самоутверждения и самореализации, к слепому подчинению и ненужной жертвенности. Доброкачественная агрессия необходима для разрушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций.

Злокачественную агрессию Э.Фромм определяет как деструктивность, не связанную с сохранением жизни. Кроме мстительности и специфического характера, он выделяет экстатическую деструктивность, порождаемую некоторыми религиозными культами, идеологическими движениями, а так же оргиями, которые растормаживают подавленные влечения.

А.Басс и А.Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

2. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.

3. Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

6. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительное или выдуманное действие.

7. Подозрительность –отношение к людям в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

8. Чувство вины – убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло; а так же ощущаемые им угрызения совести [42, с.166].

Э.Басс предлагает классификацию, построенную не на основе деления на группы и лежащие в одной плоскости, а согласно многоосевому принципу. Его концептуальная рамка включает три оси: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. [18, с. 19].

Г.Э.Ббреслав дополняет эту классификацию, считая, что она имеет практическую ценность, поскольку человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга (рис. 1).

img068

Рисунок 1. Виды агрессии

Г.Э.Бреслав отмечает, что на одной оси лежат виды агрессии, принадлежащие одной группе, но имеющие различные полюса.

По направленности:

• Гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

•Аутоагрессия – направленность на себя: самоуничтожение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосамотические заболевания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологические особенности леворуких детей. Понятие леворукости и причины ее возникновения
В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен прив ...

Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
Среди ученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающих помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем реалии социальной практики ...

Дыхательные упражнения
“Растопить узоры на стекле” Глубоко вдохните, не поднимая плечи. Направьте воздух в живот. При выдохе губы слегка приоткрыты. Выше дыхание струится, как будто Вы собираетесь растопить' узоры на стекле или губами рассеять семена растений. Вы чувствуете, как Ваше теплое дыхание струится через губы. Повторите упражнение несколько раз. Уп ...