Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии
Страница 5

Н.Е.Миллер выдвинул систематизированную модель, объясняющую смещение агрессии. Он предположил, что в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям, выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: www.stablebank.ru

1. Силой побуждения к агрессии.

2. Силой факторов, тормозящих данное поведение.

3. Стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фустрировавшим фактором.

По мнению Н.Е.Миллера, смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое сходство с фрустратором [цит. по 2, с.14].

Л.Берковец дополнил данную теорию предположением, что фрустрация вызывает гнев, который создает готовность реагировать на агрессию, однако открытая агрессия может и не проявиться. Для актуализации агрессии необходимы сигналы (посылы), разрешающие агрессию. Роль таких посылов могут играть провоцирующие реплики, наличие оружия, чрезмерный страх, податливость «жертвы» [45, с.10].

Теории агрессии, базирующиеся на понятиях «инстинкта» и «фрустрации», предполагают, что враждебные импульсы прорываются наружу с уровня глубинных эмоций; эти эмоции естественным образом «выталкивают» агрессию изнутри на поверхность. Социальные же психологи считают, что, кроме этого, человек научается «вытаскивать» наружу свою агрессию.

Д.Майерс отмечает, что «теория социального научения – это теория, согласно которой мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации под воздействием награждений и наказаний» [33, с.404].

А.Бандура постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание агрессивного поведения.

А.Бандура выделял три вида поощрений и наказаний:

1. Подкрепление собственного поведения окружающими.

2. Отношение к самому себе.

3. Наблюдение за поощрением и наказанием другого человека. [10 с.34].

Основную опасность, по мнению Р.Уолтерсаи А.Бандуры, представляет агрессия, направленная на других людей – «асоциальная агрессия». Ученые связывают ее с «действиями социально-деструктивного характера», в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону [цит. по 3, с.167].

Теория научения лежит в основе большинства программ профилактики и коррекции агрессивного поведения, т.к., по мнению многих практиков, поведенческий поход в развитии просоциального поведения является наиболее эффективным, методически универсальным и быстрым.

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова написано, что агрессивное поведение: «это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а так же сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением» [34, с. 63].

А. Айхорн пишет: «Агрессивное действие – это намеренное поведение, направленное на причинение физического или психического вреда». Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней снижаться благодаря социальным мерам и психолого-педагогической работе с населением.

Агрессивные действия выступают в качестве:

1. Средства достижения какой-либо значимой цели.

2. Способа психологической разрядки.

3. Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [3, с.221].

Г.Э. Бреслав отмечает: что агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого.

Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.

Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости.

Волевой компонент – это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность (качества сами по себе вполне положительные).

Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности – темпераментом, интроверсией и экстраверсией [15, с.11].

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у взрослых – от таких вполне социально одобряемых форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологии: войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологические характеристики ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности младшего школьника, так как в ней появляются основные новообразования возраста, она « .является источником развития и создает новые зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.[1]), в ней дифференцируются следующие за ней виды деятельности. Д.Б.Эльконин так писал о значении игры : « ...

Эмоции
Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению дейс ...

Подростковый период
Подростковый или второй Генитальный период (12-18 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Проблемы воспитания подростков волнуют всех родителей на данном этапе взросле ...