Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии
Страница 4

Ю.Н.Стаценко выделяет следующие группы патологической агрессии:

1. Агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективных реакций.

2. Агрессивное поведение при наличии сверхценных и бредовых идей (в основном, идей преследования, отношения, ущерба).

3. Садистическая агрессия, как результат нарушения сферы влечений, сопровождается положительными эмоциями при нанесении боли и страданий другому человеку [44, с.24]. www.trafficcase.ru

Патологические формы агрессивного поведения могут иметь следующие свойства, они:

• неадекватны ситуации, иногда необычны и вычурны;

• могут длительно сохраняться и многократно повторяться;

• чрезмерно выражены (например, носят брутальный характер);

• представляют реальную опасность для самой личности или окружающих людей;

• не вызывают переживаний или раскаянья у человека, их проявляющего;

• неконтролируемы (человек не способен управлять своими действиями) [51, с.32.].

В ходе развития науки высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявления. При всем разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к:

1) врожденным побуждениям или задаткам;

2) потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3) познавательным и эмоциональным процессам;

4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное.

Согласно психоаналитическому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально "запрограммированы" на подобные действия. З.Фрейд предположил существование не только инстинкта жизни, эроса, но и инстинкта смерти, разрушения. Он писал: «Вера в «доброту» человеческой натуры является одной из самых худших иллюзий… в человеке таится особый инстинкт – агрессии и разрушения» [52 c.86].

В целом взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. По его убеждению, агрессивное поведение — не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность более опасных действий [45, с.12].

Для А.Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное, или, выражаясь словами Адлера, «агонизирующее», сознание порождает различные формы агрессивного поведения — от открытого до символического, каким, например, является хвастовство — его цель состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. По мнению Адлера, это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссический компонент, требующий признания и преклонения.

Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы — связанные с причинением боли и унижением - ритуалы, обряды, конвенциональные формы наказаний и т.п. Кроме того, по Адлеру, всякое контрпринуждение, то есть ответная агрессия, является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом [45, с.14].

Сторонники такого подхода считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.

Эволюционный подход. К.Лоренц, считал, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех живых существ. Он так же считал агрессию неизбежной, однако более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля над поведением. К.Лоренц изучил врожденные начала, сдерживающие агрессию, такие как родство, любовь и дружеские отношения. Так же он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия [32, с.412].

К ситуативной теории агрессии относится подход Дж.Доллара, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако, и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно [цит. по 2, c.13].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Структура сознания человека
Даже поверхностный анализ сознания открывает очень сложное его строение. Прежде всего самоочевидно, что картина мира, в которой человек может дать себе отчет, которая является ему, включает в качестве своего неизбежного момента чувственные впечатления, чувственные образы — чувственную ткань . Эта ткань и образует чувственный состав кон ...

Формирование эстетики поведения и общение, нормализация отношений в подростковой среде как социально-педагогическая проблема. Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков
Современное образование, как один из социально-культурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, когда воспитание человека как носителя эстетических ценностей, норм и правил приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся бездуховностью общества, ростом прагматических тенденций во взаимоотношениях людей, сн ...

Психологический портрет родительской семьи
Испытуемый Л является третьим ребенком в семье. Семья неполная, его воспитывает мать, с которой он и живет. Отец ушел из семьи, когда Л было 9 лет. У него есть старшие сестра и брат, проживающие за границей и уже имеющие свои семьи. Видится Л с ними редко, но всегда стремится к этим встречам. В семье Л сейчас занимает нейтральную позиц ...