Деструктивное влияние манипулятивного воздействия на личность
Страница 2

С точки зрения социальной психологии большой интерес представляют групповые механизмы манипуляции, задействованные в культе: групповое давление, система лидерства, система принятия решений (отчуждена от личности, принимается лидером и некритично навязывается членам группы).

Основные деструктивные аспекты, возникающие в результате злоупотребления манипулятивным воздействием, мы описали в таблице №1. www.righttransport.ru

Таблица №1. Основные деструктивные аспекты личностей манипуляторов и манипулируемых.

Сфера нарушений

Манипулируемый

Манипулятор

Нарушения в межличностных отношениях

-потеря доверия, боязнь близости и обязательств [21, 23, 33]

- трудности в межличностных отношениях, связанные с реакциями жертв [40];

- "с садистским удовольствием старается ответить прямо противоположно тому, что от него ждут";

- все время защищает и оправдывает себя [68];

- манипулятором правит глубокое недоверие к себе и к другим;

- "неблагополучность в семейном и интимном плане"

Нарушения в эм[оциональной сфере

- приступы паники, депрессия, чувство вины, страх;

- торможение многих психических процессов;

- суждение, уплощение спектра эмоций и чувств [21]

- "сокрытие своих истинных глубоких чувств" [68];

- замена истинных эмоций на фальшивые, а именно:

v "приберегание эмоций про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент;

v Приукрашивание нормальных чувств и отношений и попытка сделать из них добродетель"

Нарушения в мотивационно-потребностной сфере

Повышение значимости низменных мотивов за счет их постоянной актуализации манипулятором.

- невольное повышение значимости низменных мотивов в собственных глазах, так как они оцениваются в качестве полезных и эффективных;

- зависимость от потребности управлять, причем, "чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то" [68];

- повышение значимости утилитарного мотива:

v "своеобразные отношения с материальными средствами"

v "формируется особая фиксация на деньгах, так как для него это символ власти"

v Постоянное стремление к выигрышу

- повышение значимости конкурентного мотива: "манипулирование применяется в экономической и политической конкуренции, в битве индивидов за успех, богатство и привилегии"

Нарушения личностного роста и развития

- задержка в развитии личности, т.к. манипулятор обычно аппелирует к низменным или примитивным потребностям [40];

- "роботизация", превращение человека в "послушное средство";

- стереотипизация поведенческого репертуара, создание ригидных психологических установок [21, 33].

- деформация и задержка личностного роста, тем более что он не жертва манипуляции, "сам ее хочет" [40];

- раздвоение личности (т.к. технология манипулятивного воздействия требует от манипулятора внутренней раздвоенности), и как следствие, разрушение личности [40];

- механическая неискренняя деятельность превращает жизнь манипулятора в нелюбимую работу. "он разучился наслаждаться жизнью такой, как она есть, и переживать глубокие чувства", "достигая зрелости, он по сути, переходит к растительному образу жизни, не пытаясь постичь цели и смысла своего существования

Нарушения личностного роста и развития

- разрушительное влияние на личность человека, особенно если ответственность за манипуляцию остается на потерпевшем, что "создает угрозу внутреннего разлада, нарушения личностной целостности"

- резкая и глубокая ресоциализация или десоциализация личности [21,52];

Деиндивидуализация, нарушение идентичности [21, 52]

- инфантилизм "человек несостоятельный в своих попытках самоутвердиться, призывает на помощь фантазию, которая становится регулирующим аппаратом душевной деятельности… Отсюда развивается стремление к манипулятивным играм и … тенденция к демонстрированию в своем поведении элементов детскости".

Страницы: 1 2 3


Основные виды психического дизонтогенеза
Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л. С. Выгодским (текст 2). Текст 2. Три типа дефекта «Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельны ...

Мотив выбора испытуемого
Почему я выбрала именно этого человека для исследования? Не буду говорить, например, что мне интересен именно этот возраст. Они интересны все, просто мне в условиях обучения данный возраст показался наиболее доступным для исследования. Например, можно совместить посещение занятий и встречу с испытуемым в одном месте – университете (я не ...

Лечение алкогольных психозов
Больных с алкогольными психозами необходимо срочно поместить в специальную больницу. В психиатрической клинике связанные с алкоголизмом проблемы решаются несколькими путями. Острые расстройства поведения, вызванные тяжелым запоем или симптомами похмелья в виде белой горячки могут потребовать срочной госпитализации для того, чтобы можно ...