С точки зрения социальной психологии большой интерес представляют групповые механизмы манипуляции, задействованные в культе: групповое давление, система лидерства, система принятия решений (отчуждена от личности, принимается лидером и некритично навязывается членам группы).
Основные деструктивные аспекты, возникающие в результате злоупотребления манипулятивным воздействием, мы описали в таблице №1. www.righttransport.ru
Таблица №1. Основные деструктивные аспекты личностей манипуляторов и манипулируемых.
Сфера нарушений |
Манипулируемый |
Манипулятор |
Нарушения в межличностных отношениях |
-потеря доверия, боязнь близости и обязательств [21, 23, 33] |
- трудности в межличностных отношениях, связанные с реакциями жертв [40]; - "с садистским удовольствием старается ответить прямо противоположно тому, что от него ждут"; - все время защищает и оправдывает себя [68]; - манипулятором правит глубокое недоверие к себе и к другим; - "неблагополучность в семейном и интимном плане" |
Нарушения в эм[оциональной сфере |
- приступы паники, депрессия, чувство вины, страх; - торможение многих психических процессов; - суждение, уплощение спектра эмоций и чувств [21] |
- "сокрытие своих истинных глубоких чувств" [68]; - замена истинных эмоций на фальшивые, а именно: v "приберегание эмоций про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент; v Приукрашивание нормальных чувств и отношений и попытка сделать из них добродетель" |
Нарушения в мотивационно-потребностной сфере |
Повышение значимости низменных мотивов за счет их постоянной актуализации манипулятором. |
- невольное повышение значимости низменных мотивов в собственных глазах, так как они оцениваются в качестве полезных и эффективных; - зависимость от потребности управлять, причем, "чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то" [68]; - повышение значимости утилитарного мотива: v "своеобразные отношения с материальными средствами" v "формируется особая фиксация на деньгах, так как для него это символ власти" v Постоянное стремление к выигрышу - повышение значимости конкурентного мотива: "манипулирование применяется в экономической и политической конкуренции, в битве индивидов за успех, богатство и привилегии" |
Нарушения личностного роста и развития |
- задержка в развитии личности, т.к. манипулятор обычно аппелирует к низменным или примитивным потребностям [40]; - "роботизация", превращение человека в "послушное средство"; - стереотипизация поведенческого репертуара, создание ригидных психологических установок [21, 33]. |
- деформация и задержка личностного роста, тем более что он не жертва манипуляции, "сам ее хочет" [40]; - раздвоение личности (т.к. технология манипулятивного воздействия требует от манипулятора внутренней раздвоенности), и как следствие, разрушение личности [40]; - механическая неискренняя деятельность превращает жизнь манипулятора в нелюбимую работу. "он разучился наслаждаться жизнью такой, как она есть, и переживать глубокие чувства", "достигая зрелости, он по сути, переходит к растительному образу жизни, не пытаясь постичь цели и смысла своего существования |
Нарушения личностного роста и развития |
- разрушительное влияние на личность человека, особенно если ответственность за манипуляцию остается на потерпевшем, что "создает угрозу внутреннего разлада, нарушения личностной целостности" - резкая и глубокая ресоциализация или десоциализация личности [21,52]; Деиндивидуализация, нарушение идентичности [21, 52] |
- инфантилизм "человек несостоятельный в своих попытках самоутвердиться, призывает на помощь фантазию, которая становится регулирующим аппаратом душевной деятельности… Отсюда развивается стремление к манипулятивным играм и … тенденция к демонстрированию в своем поведении элементов детскости". |
Страх
Страх -
эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. С. Бывает физический, биологический, социальный, экзистенциальный. Источник страха, как правило, осознается человеком и носит вполне конкретный характер (злая собака, ...
Характеристика коллектива
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.
Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Оказывается, их источники можно найти, есл ...
Фаллическая стадия
Начиная, по меньшей мере, с 3-х лет ребенок переходит на фаллическую стадию, сосредотачиваясь на генитальных областях тела. В этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.
Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребен ...
Разделы