Приведем типы неблагополучных семей, определенных С. Минухиным и основные факторы, которые оказывают на них влияние.
Семья "па-де-де" (от франц. pas de deux - танец вдвоем, музыкально-танцевальная форма в балете) состоит из двух человек, с обедненной структурой ролей и высокой зависимостью друг от друга. В такой семье меньше возможностей поддерживать нормальный ритм человеческих взаимоотношений; отношения между супругами слишком близкие, что ограничивает свободу действий членов семьи. Помимо общих трудностей в данных семьях существуют сложности, связанные с депривацией значимых потребностей человека.
Семья типа "аккордеон", или дистантная семья, - семья, в которой один из членов подолгу отсутствует из-за специфики своей профессии. Название данного типа семьи также связано с графическим изображением ее структуры. Трудности такой семьи связаны с нарушением нормального функционирования супружеской подсистемы. Сами супруги, как правило, испытывают депривацию потребностей в интимности, поддержке, защите и нередко живут "в режиме ожидания" в течение нескольких месяцев. Такие супружеские отношения могут быть формой скрытого развода.
Флуктуирующие (неустойчивые) семьи - семьи, часто меняющие место проживания. Непостоянство касается социальной среды. Даже при переездах внутри одной страны у членов семей разрываются сформировавшиеся значимые отношения с соседями, друзьями. Изменяется привычная инфраструктура, ландшафт, география среды; члены семьи переживают состояние миграционного стресса. Состояние улучшится, когда начнут формироваться новые взаимоотношения, но к этому должны быть осознанно приложены определенные усилия.
В своей типологии неблагополучных семей С. Минухин выделяет также семьи с приемным ребенком и приемными родителями, но на них мы останавливаться не будем.
В основу классификации типов должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь - контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие - это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие - это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия - контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты - полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.
Подробная классификация неадекватных типов семейного воспитания, основанная на многолетних исследованиях, дана А.Е. Личко. Выделены следующие десять типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.
Таким образом, существует достаточно обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Можно встретить также описание и неблагоприятных, патологически заостренных характерологических черт личности родителей, приводящих к тому или иному нарушению в воспитании.
Однако эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым и т.д., что негативно влияет на адаптацию в дошкольном учреждении или в школе.
Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов. Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Теоретико-методологическая основа исследования:
Общественная структура неразрывно связана с принятыми в обществе социальными ценностями и нормами. Изменение социальных структур совпадает со сменой морали. Отсутствие принятой обществом системы норм и ценностей дестабилизирует общество и ставит целый ряд проблем перед процессом социализа ...
Обмен информацией в коммуникативном процессе
Процесс коммуникации
— это процесс обмена информацией, когда во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями и интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то вр ...
Результаты работы по определению влияния проблемных ситуаций на уроках природоведения
В эксперименте участвовало 5 учащихся сельской школы в возрасте 8–10 лет. Результаты были обработаны с помощью математической статистики и являются достоверными.
Результаты тестирования по методике 1.
У всех детей получился довольно неплохой уровень продуктивности и устойчивости внимания. Ни один из детей не допустил ошибок в определен ...
Разделы