Результаты констатирующего эксперимента
Страница 4

Конечным этапом нашего исследования была диагностика уровня самооценки у подростков из неполных и полных семей, для этого мы использовали методику «Диагностики уровня самооценки личности Г.Н. Казанцевой».

Были получены следующие данные, которые представлены в таблице 5 и наглядно изображены на рисунках 4 и 5. www.mixedbanks.ru

Таблица 5 Уровни самооценки подростков в полных и неполных семьях

Тип семьи

Уровень самооценки

завышенная

адекватная

низкая

Неполные семьи

10%

40%

50%

Полные семьи

40%

40%

20%

Рис. 4 Показатели уровня самооценки подростков из неполных семей

Рис. 5 Показатели уровня самооценки подростков из полных семей

Из таблицы 5 видим, что у подростков из неполных семей более выражена низкая самооценка (50%), которая тесно связанна с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание; умение подстраиваться к другим людям.

Подросткам из полных семей характерна адекватная (40%) и завышенная самооценка (40%). Данные уровни самооценки развиваются у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к себе и к мужу. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех.

Уровень самооценки у подростков напрямую связан с непосредственной оценкой их родителями, так в неполных семьях его уровень низких, а в полных семьях достаточно высокий, поэтому целесообразно проводить коррекционную работу не только с подростками по повышению их самооценки, но и с их родителями.

Итак, констатирующий эксперимент показал о повышенном уровне импульсивного, агрессивного поведения по отношению к социальному окружению с выраженным стремлением к доминированию; о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию, проявляющимся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции, а также о готовности подростков к более доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми. Последнее, скорее всего, связано с тем, что детям из неполных семей не хватает внимания со стороны родителей, поэтому они стремятся к доверительным взаимоотношениям с окружающими стараясь заполучить их внимание.

Находящихся в силу различных обстоятельств в трудных жизненных ситуациях. Именно поэтому, уровень агрессивности подростков из неполных семей выше, чем у подростков из полных семей.

Мы выявили, что существенных различий в способах реагирования на социум у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, по данной методике не наблюдается. Преобладают показатели по вербальной и физической формам агрессивности, а также раздражительности как у подростков из неполных семей, так и у подростков из полных семей.

Подростки из полных семей, скорее всего, ощущают чувство защищенности со стороны родителей, они более уверены в том, что смогут найти поддержку именно в своей семье.

У подростков агрессивное поведение характеризуется особенностью подросткового возраста, для них характерно неадекватное поведение в обществе, повышенная возбудимость, стремление доказывать свое «Я».

Повышенная тревожность, отмеченная в ходе констатирующего эксперимента у подростков из неполных семей, может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, эмоциональных и невротических срывов, а также стать причиной возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому такими детьми необходимо проводить как профилактические, так и коррекционные мероприятия. У подростков из неполных семей более выражена низкая самооценка

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка.
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом ано ...

Основные правила нейтрализации уловок-манипуляций
Знание механизма функционирования различных уловок поможет деловому человеку при необходимости нейтрализовать их, не становясь тем самым объектом манипуляции со стороны безнравственных партнеров. Существует несколько способов нейтрализации уловок [60]. Основные из них следующие: 1. Открытое обсуждение о недопустимости использования ман ...

Этнос как особая социально-психологическая категория
Национальная проблематика – исключительно актуальная в наш бурный век прогресса и социальных потрясений – издавна привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Особая важность этой темы для каждого человека, вероятно, связана с тем, что принадлежность к той или иной нации является универсальной характеристикой, свойственной всем ...