Для подростков, воспитывающихся в неполных семьях характерна невротичность, спонтанная и реактивная агрессивность, раздражительность и эмоциональная лабильность и экстраверсия, что указывает на импульсивное поведение, склонность к аффективному реагированию на ситуацию и выраженное стремление к доминированию. www.woldculture.ru
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента с помощью методики «Диагностика показателей и форм агрессии» (опросник А. Басса и А. Дарки) мы получили следующие результаты (количественные показатели отражены в таблице 2 и на рисунке 2).
Таблица 2 Уровни агрессивности подростков в полных и неполных семьях
Тип семьи |
Уровень агрессии | ||
высокий |
средний |
низкий | |
Неполные семьи |
40% |
35% |
25% |
Полные семьи |
30% |
40% |
30% |
Рис. 2 Уровни агрессивности подростков из неполных и полных семей
Анализ полученных данных свидетельствует о достаточно высоком уровне агрессивности подростков в обеих группах. Это можно объяснить тем, что у подростков агрессивное поведение характеризуется особенностью подросткового возраста. Кризисные, переходные периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. Именно поэтому для подростков характерно неадекватное поведение в обществе, повышенная возбудимость, стремление доказывать свое «Я». Наиболее ярко данные формы поведения проявляются у детей и подростков, находящихся в силу различных обстоятельств в трудных жизненных ситуациях. Именно поэтому, уровень агрессивности подростков из неполных семей выше, чем у подростков из полных семей.
Также было выявлено, что подростки имеют различия в проявлении агрессивного поведения. Результаты исследования отражены в таблице 3.
Таблица 3
Количественные показатели агрессивного поведения подростков
№ |
Показатель |
Средние значения | |
из неполных семей |
из полных семей | ||
1 |
Физическая агрессия |
6,47 |
5,4 |
2 |
Косвенная агрессия |
4,53 |
4,94 |
3 |
Раздражение |
5,7 |
5,5 |
4 |
Негативизм |
2,94 |
2,65 |
5 |
Обида |
4,53 |
3,85 |
6 |
Подозрительность |
5,47 |
4,76 |
7 |
Вербальная агрессия |
8,76 |
8,7 |
8 |
Чувство вины |
6,59 |
6,45 |
Игра
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представ ...
Логика проведения эксперимента
Данное исследование основано на гипотезе о том, что представления о романтических отношениях в юношеском возрасте находятся во взаимосвязи с социальным климатом в родительской семье. При этом под социальным климатом в семье мы понимаем те правила поведения, которые сложились в семье и которые влияют на взаимоотношения в ней. Правила пок ...
Периодизация возрастного развития
Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б.Г. Ананьева, присущи 2 свойства – метрическое и типологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психических процессов и состоян ...
Разделы