Результаты констатирующего эксперимента
Страница 1

Исследуемые были разделены на 2 группы: первую группу составили 20 подростков из полных семей, вторую группу - 20 подростков из неполных семей.

По опроснику FPI мы получили данные, которые отобразили в таблице 1 и на рисунке 1 (стр. 57).

Таблица 1 Средние показатели по опроснику FPI

www.guidebanking.ru

ШКАЛЫ

Средние показатели в неполных семьях

Средние показатели в полных семьях

невротичность

8,5

6,55

спонтанная агрессивность

6,7

4,6

депрессивность

5,4

5,15

раздражительность

6,2

5,15

общительность

5,2

5,6

уравновешенность

3,3

5,5

реактивная агрессивность

7,5

4,2

застенчивость

6,25

4,3

открытость

7,6

8,8

экстраверсия-интроверсия

8,1

5,2

эмоциональная лабильность

7,55

6

маскулинизм - феминизм

4,65

4,45

Рис. 1 Сравнительный график показателей опросника FPI в полных и неполных семьях

Сравнение средних показателей в обеих группах показало, что в шкалах «депрессивность», «общительность» и «маскулизм-феминизм» приблизительно соответствуют друг другу, причем их значения говорят о средней степени их выраженности. У подростков отмечается средний уровень социальной активности, отсутствие психопатологического депрессивного синдрома в эмоциональном состоянии и в поведении.

У подростков из неполных семей отмечаются высокие показатели по невротичности, спонтанной и реактивной агрессивности (6,7 и 7,5 соответственно), раздражительности, эмоциональной лабильности, экстраверсии (8,1). Это говорит о повышенном уровне импульсивного, агрессивного поведения по отношению к социальному окружению с выраженным стремлением к доминированию; о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию, проявляющимся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции, а также о готовности подростков к более доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми. Последнее, скорее всего, связано с тем, что детям из неполных семей не хватает внимания со стороны родителей, поэтому они стремятся к доверительным взаимоотношениям с окружающими стараясь заполучить их внимание.

Кроме того у подростков, воспитывающихся в неполных семьях отмечены низкие показатели (3,3 балла) по шкале уравновешенности, что свидетельствует о плохой защищенности к воздействию стресс-факторов в обычных жизненных ситуациях, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

У подростков, воспитывающихся в полных семьях, показатели по всем шкалам в основном имеют средние значения, кроме шкалы «открытость».

Таким образом, по результатам методики FPI для подростков из полных семей характерна открытость, которая позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Опытно – экспериментальная работа. Организация и проведение исследования
Целью данного этапа экспериментального исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста, с последующей коррекцией по средством ролевых игр. Также, попытаемся найти связь тревожности с неблагополучным типом семейных отношений. Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью были использованы: Методика ...

Слова на буквы имени
Цель: При помощи слов, начинающихся с букв имени, можно обеспечить вхождение в тему семинара. Участников просят рассказать о спонтанных ассоциациях по теме “Наркомания и наркотики”, “Курение и здоровье”, “Алкоголизм”. Материал: бумага и карандаши. Временные рамки: 15 минут. Проведение: Каждый участник пишет на листе бумаги свое и ...

Психологические характеристики ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности младшего школьника, так как в ней появляются основные новообразования возраста, она « .является источником развития и создает новые зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.[1]), в ней дифференцируются следующие за ней виды деятельности. Д.Б.Эльконин так писал о значении игры : « ...