В свою очередь отбор психологический есть не что иное, как «принятие решения о пригодности кандидатов к учебной или профессиональной деятельности с учетом результатов психологических и психофизиологических испытаний» (Психологический словарь, 1990, с. 256).
Психологическому отбору предшествует определение совокупности требований к кандидатам на основе психологического анализа предстоящей им деятельности, а затем подбор соответствующих этим требованиям диагностических методик.
При любом изменении содержания деятельности программа психологического отбора заново пересматривается (Психологический словарь,1990, с. 257).
Исследования в области профессионального психологического отбора в нашей стране были начаты в 20-е годы после создания Центральной комиссии по организации психофизиологических испытаний в Красной Армии. В настоящее время в ныне действующих государственных силовых структурах: в таможне, прокуратуре, милиции и других органах и организациях государственной службы сложилась определенная система отбора кандидатов на службу (Актуальные проблемы сферы психологии и права, 1998, с. 49).
Общей целью психологической оценки при профессиональном отборе кадров является определение соответствия индивидуально-психологических особенностей работника (кандидата на работу) требованиям профессии (специальности, должности) и на этой основе построение прогноза его успешности в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, основной здесь является функция прогнозирования, что выдвигает ряд специфических требований к методологии и технике оценки.
Конкретные задачи психологической оценки определяются типом мероприятий, в рамках которых данная оценка осуществляется. Так, например, при приеме на работу на конкурсной основе задачами психологической оценки являются отбор кандидатов, в наибольшей степени соответствующих требованиям профессии и условиям работы, и (или) отсев худших кандидатов. При решении вопроса о назначении кандидата на руководящую должность психологами определяется, способен ли он помимо выполнения профессиональной деятельности эффективно осуществлять управленческие функции. Организационное проведение психологической оценки обычно приурочивается к таким кадровым процедурам как прием на работу, проведение аттестации, утверждение на руководящую (вышестоящую) должность. Порядок проведения данных мероприятий определяет и некоторые особенности в процедурах и методах психологической оценки и формах представления ее результатов. Содержательные особенности и степень сложности, изощренности конкретной системы оценки, уровень ее надежности определяются рядом факторов, к числу которых относятся степень сложности условий работы и собственно профессиональной деятельности в должности, на которую производится отбор (назначение); наличие (отсутствие) конкурса кандидатов на вакантную должность, его размеры; временные рамки проведения оценки; наконец, «цена ошибки» при отборе профессионально мало пригодного кандидата. Все они в совокупности определяют, например, будет ли работа строиться по модели «отбора лучших» или «отсева худших» претендентов.
Таким образом, многие существенные элементы системы психологической оценки кадров задаются извне, «внешними» по отношению к этой системе факторами: от задач системы, сформулированных «заказчиками» (обычно – руководителями кадровой службы организации), до конкретных условий проведения обследования и форм представления результатов (Ратинов, Ефремова,1998, с.50-51).
Исследования в рамках разработки концептуальной модели профессионального отбора специалистов для службы в правоохранительных органах позволили сформулировать следующие его основные принципы:
Принцип актуальности является первым и основным. Разработка системы профессионального психологического отбора специалистов правоохранительной деятельности необходима и целесообразна, потому что успешность овладения специальностями соответствующих правоохранительных органов во многом зависит от индивидуально-психологических особенностей претендентов на службу.
Принцип практической полезности требует, чтобы мероприятия по профессиональному отбору были рентабельными по материальным затратам на используемое для этой цели оборудование и подготовку кадров, обоснованными по частоте и продолжительности обследований и оперативными в выдаче психологических заключений.
Как эмоции влияют на человека
Эмоции воздействуют на людей множеством различных путей. Одна и та же эмоция неодинаково влияет на разных людей, более того, она оказывает различное влияние на одного и того же человека, попадающего в разные ситуации. Эмоции могут влиять на все системы индивида, на субъект в целом. ...
Возрастные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений ...
Виды ощущения
Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма).
Зрительные ощущения являются отражением как ахроматических (бел ...
Разделы