Материалы » Психологический анализ профессионально важных качеств сотрудников ОВД (когнитивные и коммуникативные составляющие) » Профессионально-психологический отбор – одно из основных направлений деятельности психолога в правоохранительных органах

Профессионально-психологический отбор – одно из основных направлений деятельности психолога в правоохранительных органах
Страница 4

Принцип гуманизма отбора означает, что благодаря отбору осуществляется профилактика профессиональных заболеваний и деформации личности, создаются условия для всестороннего гармонического развития и наиболее полной реализации творческого потенциала.

Принцип системности отбора требует совместной с руководством, психологом и отделом кадров разработки процедуры отбора кандидатов на службу, изучения психологических особенностей правоохранительной деятельности, прогнозирования успешности овладения ею.

Принцип комплексности означает, что профессиональный отбор должен осуществляться одновременно по комплексу признаков: социальных, медицинских, педагогических. Решение о судьбе кандидата на службу должно выноситься на основе всей доступной информации о нем.

Принцип научной обоснованности отбора имеет большое значение. Правила отбора не могут быть использованы без специальной научной проверки и теоретического обоснования. Только научная обоснованность методов и критериев отбора дает возможность избежать ошибок и «предрассудков».

Принцип пролонгированного, динамического отбора является особенно важным. Согласно этому принципу отбор должен представлять собой непрерывный процесс изучения и диагностики степени сформированности важных для профессиональной деятельности психических свойств и качеств личности. Такое изучение должно проводиться регулярно на разных этапах профессионального совершенствования служащих.

Принцип педагогической ценности отбора означает, что результаты психодиагностики кандидатов на службу в правоохранительные органы и самих сотрудников должны использоваться не только для отсева лиц, которые не соответствуют определенным критериям, и выделения лиц, более пригодных для овладения соответствующей специальностью, но и для управления процессом повышения квалификации специалистов соответствующей службы, для психологических консультаций и психокоррекции. Психодиагностическая информация, полученная на этапе профессионального отбора, сохраняется и используется для целесообразного решения приведенных выше задач.7

Принцип адаптивности критериев отбора выдвигает наиболее существенные требования к процедуре профессионального психологического отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы. Они должны быть гибкими, меняющимися в соответствии с текущими требованиями. Потребности в смещении критериев отбора в сторону большей или меньшей жесткости требований периодически возникают из-за того, что в разных регионах в различные годы создаются неодинаковые конкурсные ситуации (Рабочая книга таможенного психолога, 1998, с. 8-10).

Процесс профессионального отбора, как правило, включает в себя четыре этапа:

формирование целевых признаков;

выбор прогностических признаков;

построение модели сочетания независимых характеристик;

разработка схемы практической организации отбора кандидатов на службу.

Рассмотрим подробнее эти этапы.

Формирование целевых признаков.

Психологический отбор имеет смысл только в том случае, если существует возможность прогноза эффективности профессиональной деятельности по результатам психологического обследования. Именно прогноз позволяет использовать психологические данные для отбора наиболее перспективных или отсева малоперспективных кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Чтобы доказать возможность прогноза, необходимо выделить специальную группу признаков, называемых целевыми (Рабочая книга таможенного психолога, 1998, с. 10)

Целевые признаки выполняют две функции: во-первых, определяют задачу отбора; во-вторых, используются для оценки качества отбора. Поэтому правильному формированию целевых признаков должно быть уделено со стороны психолога самое серьезное внимание, так как именно они определяют смысл и разумность постановки всей задачи отбора.

Для отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы в качестве целевых признаков можно выделить следующие характеристики:

успешность овладения соответствующей специальностью в течение определенного времени;

эффективность деятельности на соответствующей должности.

В качестве исходного материала целесообразно использовать оценки, получаемые принятыми на службу сотрудниками на квалификационных экзаменах после окончания первоначального обучения, а также данные, полученные при решении кандидатами специально разработанных учебных задач, моделирующих соответствующую профессиональную деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Основные положения подхода Дж. Бюджентала («жизнеизменяющяя терапия»)
1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы: проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы. В ЭГП терапевт проявляет особый экзистенциальный сл ...

Воздействия массовой коммуникации на сознание и поведение аудитории.
К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала[6]. Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их ...

Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических п ...