Использование социометрии позволяет определить статус того или иного подростка в группе для последующей коррекционной работы с целью снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. www.transpobrand.ru
Процедура исследования следующая: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы.
Перед началом исследования подросткам давалась следующая инструкция. «Здравствуйте, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание. У вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?» .
Простейшими способами количественной обработки полученной информации является социометрическая таблица, в которую заносятся результаты всех анкет, суммируется количество выборов, который получил каждый подросток и делается вывод о его статусе в группе и проводится общий анализ уровня взаимоотношений в классе.
Данные, полученные в ходе тестирования подростков, с помощью методики изучения ценностных ориентации М. Рокича приведены в таблицах. Таблица 2.1 - Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в экспериментальном классе на констатирующем этапе экспериментальной работы (см. Приложение 1). .
Полученные результаты показывают, что в данном классе 93 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 28 чел .= 85 %) и только 7 % (100 % : 30 чел. х 2 чел. = 15 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.
Таблица 2.2 - Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в контрольном классе на констатирующем этапе экспериментальной работы (см. Приложение 2)
Полученные результаты показывают, что в данном классе 85 % подростков ориентируются на инструментальные ценности (100 % : 30 чел. х 27 чел. = 85 %) и только 15 % (100 % : 30 чел. х 4 чел. = 15 %) подростков ориентируются на терминальные ценности.
Результаты, исследования, полученные в контрольном и экспериментальном классах отражены на рис. 2.1 (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1 Структура ценностных ориентаций подростков в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе экспериментальной работы
Таким образом, как в контрольном, так и в экспериментальном классах большинство подростков ориентированы на инструментальные ценности , т. е. на ценности - средства, что свидетельствует о недостаточном уровне развития морально–этической сферы подростков, что безусловно сказывается и на эстетике их поведения .
Результаты, полученные в процессе изучения состояния взаимоотношений подростков экспериментального и контрольного классов с помощью метода социометрии, приведены в таблицах (см. табл. 2.3, табл. 2.4).
Таблица 2.3
Результаты изучения взаимоотношений подростков экспериментального класса с помощью методики социометрии на констатирующем этапе эксперимента
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Всего |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||||||||||||||||||||
2 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||||||||||||||||||||
5 |
+ |
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||||||||||||||||||||||
7 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
8 |
+ |
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | ||||||||||||||||||||||||
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 | |||||||||||||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
12 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 | |||||||||||||||||||||
15 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||||||||||||||||||||
19 |
+ |
+ |
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||||||||||||||||||||
21 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||||||||||||||||||||
22 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
24 |
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
+ |
+ |
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
26 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
27 |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||||||||||||||||||||
28 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||||||||||||||||||||
29 |
+ |
+ |
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
30 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Вербальная коммуникация
Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение ( ...
Теоретические аспекты феноменологии конфликта. Понятие
конфликта.
Конфликт
( от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, имений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения их ...
Позитивные и негативные эмоции
Большинство ученых, как и обычные люди, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные.
Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают ...
Разделы