Ш фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность психолога, которые обусловлены следующими качествами личности:
- развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;
- гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность;
- аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;
- активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания);
- развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабое внимание отрицательно сказываются на качестве исполнения психологом служебных обязанностей.
IV фактор — выраженные коммуникативные способности, высокая социальная активность личности практического психолога ОВД.
Эффективность осуществляемой деятельности социально-психологического характера во многом зависит от коммуникативной компетентности психолога. При этом предусматриваются следующие качества.
- способность устанавливать эмоциональные контакты с участниками общения, поддерживать с ними, в необходимых пределах, доверительные отношения;
- проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;
- доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
- свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;
- умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;
- способность к сотрудничеству, достижению компромиссов;
- развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в стрессовых ситуациях; адекватную самооценку; чувство юмора.
Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются:
- замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, внутренние переживаниях (интравертированность);
- легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность;
- эмоциональная неустойчивость, импульсивность;
- слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.
V фактор — организаторские способности психолога ОВД.
Организаторские способности позволяют психологу оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.
Поэтому практический психолог милиции, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта, должен иметь следующие качества:
- активность, инициативность, находчивость, распорядительность;
- смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность;
- чувство ответственности за свои действия и поступки;
- организованность, собранность, аккуратность в работе.
Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие, отмеченные выше свойства:
- коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха.
Качествами, существенно снижающими организаторские возможности психолога ОВД и эффективность его социально-психологического взаимодействия с другими лицами, являются:
- психопатические свойства характера,
- повышенная агрессивность,
- несбалансированность процессов торможения и возбуждения,
- эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная - мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.
Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отношение к различным подструктурам деятельности практического психолога ОВД, эффективность его труда во многом зависит также и от мотивационной сферы личности:
- в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа,
- авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, с которыми ему необходимо контактировать. Рассмотренные выше факторы профессиональной пригодности, различные сочетания (симптомокомплексы) соответствующих им психологических качеств личности представлены в профессиограмме, в которой психограмма личности занимает свое место.
После того как были рассмотрены социально-психологические качества, необходимые практическому психологу для успешного занятия им своей профессиональной деятельностью, возникает вопрос: должны ли быть у субъекта, желающего посвятить себя работе в органах правопорядка, какие-либо особые способности к этому, и вообще, что такое способности в целом?
Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами
Существует множество попыток объяснить происхождение психосоматических нарушений. Почти все они, так или иначе, связаны с психоаналитическим пониманием личности, ибо сами основы психосоматической медицины в третьем десятилетии нашего века формировались под влиянием психоанализа. И сегодня влияние психоанализа на объяснение и лечение пси ...
Чувство
Чувство— эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. [1] В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.
Чувствами называют процессы внутренней регуляции де ...
Психодиагностический процесс. Психодиагностический
процесс
Психодиагностический процесс - процесс изменения процедур выявления индивидуально - психологических различий людей в условиях развития теоретической психологии и методологии измерения.
Варианты использования психодиагностических данных
1. Данные используются обследуемым в целях саморазвития или в др. целях (например, в методике " ...
Разделы