Итак, в наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности психолога в правоохранительной системе являются:
-познавательно-прогностическая (когнитивная),
-коммуникативная (общения),
-организационно-управленческая,
-воспитательная.
Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого психологом состоит в том, что главными объектами познания чаще всего является психологическое состояние кандидатов на службу или действующих сотрудников.
Составной частью познавательной подструктуры является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий, как пишет об этом проф. А.В. Дулов, относящий эти элементы к выделенной им так называемой конструктивной деятельности.
Характерной чертой познания истины психологом, является закрепление в определенной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, фиксируемых действий, с помощью которых можно удостовериться в правильности полученных знаний и принятых решений.
В этой связи справедливо замечание о том, что познавательная деятельность психолога обязательно сопровождается выполнением удостоверительной функции. Эта удостоверительная функция познавательного процесса практического психолога проявляется в составлении особого рода документов.
Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности психологов и требующих от них определенных личностных качеств, являются:
- дефицит, неупорядоченность, разнообразие получаемой информации психологического характера;
- противодействие заинтересованных лиц процессу объективного установления истины;
- применение методов познания с использованием служебных полномочий;
- эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, - воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряженность.
Изучение социально-психологических явлений, их анализ, особенности самого процесса познания предполагают наличие определенных когнитивных, личностных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности практического психолога.
К их числу относятся: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания в области общей и юридической психологии, педагогики и социологии; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция.
Профессиональная деятельность психологов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением.
Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное опосредование общения и личности имеет важное методологическое значение при определении места и роли общения в любой, тем более в психологической деятельности. Общение актуализирует в себе и социальные отношения людей, и индивидуально-психологические особенности, и свойства личности.
Во многих случаях общение для психолога приобретает самостоятельный характер как особый вид профессиональной деятельности, например, в ходе выступлений перед аудиторией, мероприятий нейро-лингвистического программирования, психотренинга, психокоррекции и т.д.
При этом профессиональное общение в качестве подструктуры психологической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).
Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда психологов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности. Значительный удельный вес в деятельности психолога занимают организационные вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах психологической деятельности значение организационных вопросов значительно возрастает и нередко этот аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.
Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать психолог. Особое значение это качество имеет для практического психолога, который помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных структурных подразделений ОВД, должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей личного состава райотдела милиции, контролировать психологическое состояние подразделений и координировать оптимальные межличностные отношения между сотрудниками.
Методики, направленные на исследование личностных черт
В нашем исследовании использовались следующие методики:
1.
Шкала тревожности Спилбергера – Ханина
.
Шкала создана Ч. Д. Спилбергером, которая состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала (STAI:X-1) предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального ...
Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция
(от лат. causa — причина и atributio — наделяю).— это причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов. Ситуация, характерная для возникновения каузальной атрибуции или причинной интерпретации, — это отсутствие достоверной информации о человеке, что вынуждает ...
Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у
детей. Характеристика и базы
исследования.
Специальная школа-интернат для умственно отсталых детей находится по адресу: г. Вилейка, ул. 17 сентября, 10. Здание школы строилось 50 лет назад, имеет 4 этажа, 2 корпуса: учебный и спальный. В школе-интернате дети находятся круглосуточно,.
В интернате большой педагогический коллектив, служебный персонал, медики, воспитатели, логопед. ...
Разделы