Материалы » Профессиональная деятельность юридического психолога » Специфика подготовки практических психологов

Специфика подготовки практических психологов
Страница 5

В психологии под способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности.

Выполнение служебных обязанностей психологами МВД предъявляет высокие требования к уровню их профессиональной подготовленности.

Определяющее значение приобретает проблема организации качественного профессионального отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения, в т.ч. в системе МВД по специальности «практический психолог. Несмотря на достаточно строгую систему медико-психологического отбора, приведенные характеристики состояния здоровья современных выпускников общеобразовательных школ — основных кандидатов на обучение в образовательных учреждениях — в значительной мере распространяются и на студентов, курсантов и слушателей. В процессе анкетного опроса, проведенного А.В. Дуловым в 2000 году, до 55% курсантов и слушателей юридического института указали на нервное и физическое перенапряжение в процессе обучения.

Анализ результатов психологического отбора за последние три года свидетельствует о том, что только более 60% абитуриентов полностью или в основном соответствуют требованиям обучения.

Таким образом, вопросы учета и оценки профессиональной пригодности кандидатов на учебу, в частности на психологические специальности, решаются в рамках профотбора.

В контексте рассматриваемой темы профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятельность государственных структур, прежде всего - МВД по отбору абитуриентов и кандидатов на службу в ОВД. При организации данного процесса происходит учет позитивных и негативных качеств и свойств личности, оказывающих значимое влияние на качество исполнения обязанностей психологом.

Основные понятия, принципы и технологии профотбора и подготовки кадров для правоохранительных органов зарубежных стран подробно рассматривались в трудах английских и американских ученых.

Одно из наиболее глубоких исследований среди зарубежных авторов — докторская диссертация английского автора Л. Брауна. В ней анализируются труды английский и американских ученых, посвященных проблеме рекрутирования, отбора и подготовки кадров за последние 25 лет; установлены социально-психологические аспекты подготовки полицейских.

Англо-американские ученые серьезно и плодотворно занимаются изучением проблемы научной обоснованности процедуры психологического отбора на работу в полицию. Важно отметить, что главная направленность таких исследований — анализ содержания работы полицейского разной специализации и создание на этой основе эталонной модели отбора кандидатов, имеющих необходимые профессионально-значимые качества.

Отбор среди будущих сотрудников полиции, в т.ч. и психологов-полицейских, во многих странах происходит по следующим критериям: возраст, физические данные, уровень образования, итоги специальных проверок. Кроме того, подлежат проверке уровень интеллекта и познавательные способности, эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях, гибкость в решении сложных вопросов, общительность, соответствие поведения высоким морально-этическим нормам, побуждение к службе и т.д. в основном задачи профотбора на работу в полиции решаются в результате психологического тестирования.

В России проблема выявления социально-психологических и психофизиологических требований к кандидатам на службу и учебу в системе МВД, а также к действующим сотрудникам милиции получила отражение в целом ряде научных работ.

Вместе с тем, в отечественной науке комплексного теоретико-прикладного исследования, посвященного вопросам разработки целостной унифицированной профессиограммы специальности «Практический психолог» до настоящего времени не подготовлено.

По нашему мнению, способности поступающего в вуз на психологический факультет и будущую профессиональную деятельность в качестве психолога ОВД целесообразно изучать, руководствуясь системой профессионально значимых качеств личности, необходимых для данной профессии.

В области общих требований социальной деятельности от кандидата на учебу, а в будущем милиционера-психолога требуется стремление к истине, гуманизм, честность, принципиальность.

В поисковой деятельности необходимо обращать внимание на наблюдательность, концентрацию внимания, на устойчивость наблюдения за поведенческими реакциями людей, любознательность, выявление скрытых психологических особенностей людей.

В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать мысли, умение расположить к себе собеседника, вызвать у него доверие к процедуре тестирования, собеседования и т.д.

В области удостоверительной деятельности наряду с развитой письменной речью, необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание психологического состояния людей. В организаторской деятельности требуется обращать внимание на разумную настойчивость в получении значимой психологической информации, целеустремленность кандидата, его самоорганизованность и способность организовать психологические мероприятия (психотренинги, психокоррекции) с группами людей и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Вопрос 3. Психологическая характеристика основных показателей преступности несовершеннолетних
При рассмотрении особенностей преступности несовершеннолетних необходимо учитывать прочную и гибкую ее связь с молодежной модой. При этом имеют в виду преимущественно связь групповой преступности с модой на вещи (одежду, обувь, другие предметы), которые становятся объектами группового преступного посягательства. Однако это представление ...

Композиция группы
Композиция группы — совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важных для понимания ее целостных свойств. Признаки, входящие в групповую композицию, каждый раз определяются исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы. Скажем, композиционный набор в случае практи ...

Модели ролевых ситуаций
В ходе исследований, проведенных в лечебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних наркоманов и наркодиспансерах, выявлены ситуации, в которых подростки не смогли противостоять давлению микросреды и начали употреблять наркогенное вещество. Эти ситуации могут использоваться в качестве предостережений, а также послужить моделями ...