Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 7

Второй слой групповой структуры представляет со­бой фиксацию отношения каждого члена группы к груп­повой деятельности, ее целям и задачам. Этот слой в на­стоящее время описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмо­циональной идентификации с группой[9, c. 576].

Третий слой фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.

Четвертый слой групповой структуры фиксирует по­верхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако, та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контак­тах, где ни коллективные цели деятельности, ни обще­значимые для коллектива ценности ориентации не выс­тупают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

При создании коллектива нужно начинать с поста­новки ясных целей, которые представляют собой довольно мощное объединяющее средство. Сначала эти цели не обя­зательно должны быть большими и сложными, чтобы люди могли в них легко разобраться и наверняка добить­ся успеха. Успех порождает доверие, согласие и взаимо­понимание, а это ключ к новому успеху. Ничто так не сплачивает коллектив, как совместный поиск решений, поэтому с людьми нужно как можно чаще советоваться. Творчество людей дает возможность раскрывать по-ново­му потенциал коллектива.

Существует два вида коллективой — формальные и не­формальные. Формальные создаются руководством на определенный срок, временно или постоянно, в целях вы­полнения какой-то официальной работы. Это могут быть подразделения, находящиеся в рамках иерархической структуры предприятия или учреждения, а могут быть и межфункциональные, необходимые для корректировки деятельности основных подразделений, совместного по­иска важных решений.

Одновременно с созданием формальных групп спон­танно возникает множество неформальных, вместе обра­зующих неформальную организацию. В нее объединяют­ся те же самые сотрудники формальных коллективов для достижения своих собственных целей, далеких от официально установленных, находя в процессе повседневно­го служебного общения все больше точек соприкосновения.

В отличие от формального коллектива, неформаль­ный никто специально не создает - он образуется спон­танно. Западные специалисты выделяют пять ступеней этого процесса. На первой люди объединяются неосознан­но, стихийно, реагируя на какие-либо события, напри­мер на опасность. На второй ступени основой объедине­ния бывают обычно более осознанные эмоции - ненависть или, наоборот, приверженность к чему-либо или к кому-либо На третьей ступени неформальный коллектив уже организационно сплачивается, чтобы совместно бороться с какой-либо внешней постоянной опасностью. На чет­вертой ступени объединяющим людей фактором высту­пает уже нечто позитивное - стремление на долгий срок утвердиться в конкурентной борьбе или вступление в пре­стижный клуб. И все же такие неформальные объедине­ния временны. Постоянными они становятся на пятой ступени, когда люди объединяются для решения круп­ных долгосрочных целей, достичь которых иначе нельзя. Так появляются профессиональные союзы и политичес­кие партии, которые по своему характеру уже прибли­жаются к формальным.

В любом коллективе существует так называемая «шка­ла престижа», где работники занимают место в соответ­ствии с признанием коллег. Это место далеко не всегда совпадает с формальным положением человека в офици­альной «табели о рангах». Часто бывает так, что наибо­лее высоким авторитетом в коллективе пользуется чело­век, формально не занимающий никаких ответственных должностей. Такой человек становится неформальным ли­дером данного коллектива.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Деловая беседа, как основная форма делового общения
Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры ( собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом. При всем многообразии форм делового общения, деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой. Понятие «деловая беседа» ...

Физиология речи
Одновременно речь может рассматриваться как явление физиологического порядка. Чтобы организовать нормальное речевое функционирование, требуется сложнейшая согласованная работа миллионов нейронных элементов мозга, включенных в разные его отделы. Мозговые механизмы «помнят» и «актуамуируют» слова и грамматические формы, «видят» за словами ...

Функции эмоций и их влияние на деятельность человека. Функция оценки
Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций. Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Основной вывод, следующий из объединенного анализа всех этих характеристи ...