Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 3

Эффект «последовательности» — на суждение о чело­веке наибольшее влияние оказывают сведения, предъяв­ленные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет на­вредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. Оправдываться и доказы­вать, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значительно труднее и бесперспективнее.

Очень распространенным является эффект «аванси­рования» — человеку приписывают несуществующие по­ложительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчают­ся.

Еще один эффект — «проецирование на других лю­дей собственных свойств» — вызывает ожидание соот­ветствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека.

Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические ме­ханизмы.

Психологические механизмы общения и взаимовли­яния можно выстроить в определенный ряд. Самым пер­вым в этом ряду окажется свойство заражения — эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состо­яний общающихся между собой людей. Заражение про­исходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, в очереди, в публике, но заражение про­исходит и на уровне небольших групп людей. Есть выра­жение — заразительный смех, также может быть зарази­тельной злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть так­же индивидуальным или групповым и происходит на со­знательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, дей­ствия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание — сложное динамическое свойство. Его возможные проявления — от слепого копирования пове­дения, жестов, интонации до сознательного, мотивиро­ванного подражания.

Одним из психологических механизмов общения яв­ляется соревнование — свойство людей сравнивать себя с другим человеком, желание быть «не хуже других», не «ударить лицом в грязь». Соревнование вызывает напря­жение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом разви­тия, плохо, когда оно перерастает в соперничество: у муж­чин — в деловой сфере, у женщин — в личной (кто луч­ше выглядит, одет и имеет больший успех у мужчин).

И, наконец, третий уровень взаимодействия людей — это убеждение: аргументированное, сознательное, сло­весное доказательство своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты зараже­ния, внушения и подражания. И те руководители, кото­рые умело, пользуются при общении с людьми всем набо­ром психологических механизмов, добиваются большего успеха в своей деятельности.

Межличностные отношения в группе очень важны для взаимодействия руководителя и подчиненных, а также членов группы одного статуса. Они включают в себя как восприятие, так и понимание людьми друг друга.

Понимание может быть разной глубины проникно­вения в сущность личности, индивидуальности другого. Нижнему, поверхностному уровню понимания свойствен­но восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка чело­века без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или плохо. На втором уровне, средней глубины, анализиру­ются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по интеллек­туальным особенностям (умный или глупый); по харак­теру (жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравнове­шенный).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Роль родителей в развитии ребенка.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но т ...

Виды психологического консультирования:
Проблемно-ориентированное. Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы: формирование и укрепление способности клиента к адекватным действиям в ситуации, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой ...

Классификация конфликтов (игр)
В качестве первого классификационного признака возьмем множество коалиций интересов Âи. Если это множество пусто, то конфликт вырождается в явление, в исходах которого никто не заинтересован. Математические модели такого рода явлений составляют содержание традиционной описательной математики. Если множество Âu состоит из ед ...