Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 1

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: ста­тусно-ролевые отношения, профессионально-квалифика­ционные характеристики и половозрастной состав.

Мы часто не можем понять, откуда исходят отрица­тельные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Ока­зывается, их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Критерии ожидания могут быть разными в разных груп­пах: одни ждут демократического или даже либерально­го руководителя (особенно в творческих и научных груп­пах), другие — более строгого и авторитарного (в произ­водственных группах). Далее роль передается человеку, и очень важным становится фактор его личности и инди­видуальности. Человек должен как бы понять, чего от него хотят и какие требования к нему предъявляют. Без понимания своей роли и основных функций очень труд­но справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывает­ся, что человек даже не понял, чего от него ждут. Неко­торые люди сознательно принимают на себя ту или иную роль, заранее понимая, что они не будут делать того, чего от них ждут, но надеются, что «авось пронесет».

После того как человек понял роль, он должен ее при­нять или отклонить как не соответствующую его индиви­дуально-психологическим особенностям.

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, сти­ля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли — очень сложное дело, требующее напряжения ум­ственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. Надо дать время че­ловеку на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль. Это примени­мо не только к деловым отношениям, но и к личным.

Следующий этап в системе ролевого поведения — ис­полнение роли — имеет две стороны: поведение челове­ка, исполняющего роль, и оценка окружающих. После­дняя производится как самим человеком в виде самооцен­ки, так и другими людьми, занимающими разное статус­ное положение по отношению к оцениваемому, как говорят: сверху (начальником), сбоку (сотрудниками) и снизу (подчиненными). Когда составляют специальные эк­спертные анкеты, то обычно используют эти три типа оценки. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, поэтому рекомендуется иметь все время как бы обратную связь, т. е. интересоваться, особенно руководителю, что о нем думают «сверху, сбоку и снизу», и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Второй «кит» в социальной структуре группы — про­фессионально-квалификационные характеристики. В них включаются образование, профессия и уровень квалифи­кации членов группы. Эта важная составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы[10, c. 175].

Третий «кит» — половозрастной состав группы. Для руководителя понимание особенностей этой составляю­щей очень важно с психологической точки зрения, ибо каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. Кроме того, при формировании группы должны рас­сматриваться перспективы ее развития по возрастному со­ставу и периоду профессиональной деятельности.

Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоцио­нальны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые кон­фликты. Мужские группы более жестки, рациональны, но и ригидны, т. е. инертны, прагматичны, имеют тен­денцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благопри­ятным фактором для развития группы и хорошего пси­хологического климата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Виды и проявления девиантного поведения
Отклоняющееся поведение всегда проявляется в виде действий, с помощью которых человек взаимодействует в реальностью. Поэтому проявления девиантного поведения можно рассматривать как способы, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру. По В.Д. Менделевичу (2001), существует пять способов взаимодействия индивида и реальнос ...

Деструктивное влияние манипулятивного воздействия на личность
Как в российской, так и в зарубежной литературе обычно подчеркиваются негативные аспекты манипулятивного способа воздействия и его деструктивное влияние на личность как адресата воздействия, так и на манипулятора. Ю.А. Ермаков считает, что подобные мнения обусловлены тремя основными причинами: · Социально-репрессивный характер манипуля ...

Двумерная трактовка стилей лидерства.
Начиная с 1945 г. группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям в области бизнеса в университете штата Огайо, проводила комплексное исследование и выявила серьезную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Их главной находкой стало: люди могут вести с ...