Материалы » Социальная психология в коллективе » Характеристика коллектива

Характеристика коллектива
Страница 2

До сих пор мы говорили о социальной структуре груп­пы, которая формируется официально. Но в любой груп­пе, независимо от нашего желания и желания руковод­ства, складывается невидимая на первый взгляд внутрен­няя социально-психологическая структура.

В группе собираются люди, каждый из которых обла­дает индивидуальностью, имеет присущий ему темпера­мент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивиду­альности знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и по­нимании людьми друг друга.

Психологи А.А. Бодалев, В.Н. Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку, — это прическа, которая может менять лицо до неузнавае­мости.

После прически мы обращаем внимание на глаза че­ловека, которые, как известно, зеркало души. Глаза мо­гут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают другого че­ловека на определенный лад: доверительный, насторожен­ный, агрессивный. И, конечно же, улыбка человека нас очень привлекает, особенно если она добрая и приветли­вая, а не злая и натянутая. Не зря известный американс­кий специалист по общению Дейл Карнеги в качестве пер­вой заповеди хорошего общения провозгласил: если хо­тите понравиться человеку — улыбайтесь, учитесь улы­баться, делайте специальные упражнения перед зеркалом.

В целом выражение лица формируется мимикой, ко­торая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других бедная, от чего создается впечатление угрюмо­сти, неприветливости, скрытости.

Каждого человека отличают также определенная ма­нера поведения, жесты, походка, движения тела.

А дальше мы уже присматриваемся к личностным ка­чествам. Кто он? Что из себя представляет? Можно ли до­вериться этому человеку? И тут в ход, как правило, идут сложившиеся социальные стереотипы, установки и эта­лоны восприятия, житейские представления, сформиро­ванные у каждого человека, и, конечно, уровень психо­логической культуры в части умения воспринимать и оце­нивать другого.

Психологи различают три типа установки на воспри­ятие другого человека: позитивная, негативная и адек­ватная. При позитивной установке мы переоцениваем по­ложительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Не­гативная установка приводит к тому, что воспринимают­ся в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отри­цательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рас­сматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представ­ления о другом человеке.

Приведем примеры нескольких искажений.

Эффект «ореола» — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его лич­ности. Если в группе или у руководителя сложилось мне­ние о человеке, что он очень хороший, то его плохой по­ступок расценивается как случайность. И, наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок это­го человека также оценивается как случайность. Этот эф­фект очень часто мешает адекватно воспринимать людей' и создает условия, при которых способные и яркие инди­видуальности совершенно не могут работать в данной группе, ибо хорошее не замечается, а плохое утрируется.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Взаимодействие гнева и отвращения
Сама по себе эмоция отвращения не может рассматриваться в качестве причины агрессивного поведения. Реакция отвержения или избегания, наблюдающаяся при эмоции отвращения, как правило, адекватна стимулу. Однако в комбинации с гневом отвращение может приводить к вредным и опасным последствиям. В этом случае у человека вместо стремления изб ...

Методы психологической диагностики развития личности. Классификация методов возрастной психодиагностики
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики. 1. Классификации методов по Й.Шванцаре Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям: 1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манип ...

Экспериментальные исследования. Описание объекта исследования
При изучении социально-психологического климата в педагогическом коллективе использовались методики, которые были максимально приближены к условиям реальной деятельности учителя, обеспечивали высокий уровень мотивации в условиях группового эксперимента, отвечали требованиями надёжности и валидности, а также были приемлемы для учителей, ...