Материалы » Развитие эмпатии у студентов » Структура эмпатических способностей

Структура эмпатических способностей
Страница 2

По мнению А.А. Меграбяна, эмпатия включает в себя три компонента:

1) эмпатическую тенденцию – способность к сопереживанию, впечатлительность;

2) тенденцию к присоединению – способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки;

3) сензитивность к отвержению – способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес [].Некоторые исследователи, представляющие рассматриваемый подход, называют следующие компоненты эмпатии: сострадание, эстетические чувства, а также благодарность. Важный элемент благодарности – высокая оценка реципиентом помощи донора как альтруистического акта, при этом два человека соединены эмпатическими отношениями: с одной стороны, искренняя эмоциональная поддержка или помощь субъекта – означает стать на место объекта, – с другой благосклонно получить помощь или поддержку – означает почувствовать положительные намерения донора []. www.geodesire.ru

Со временем оказалось, что рамки эмоциональной концепции слишком узки для объяснения такого сложного психологического феномена, поэтому в структуре эмпатии начинают выделять когнитивный компонент, базирующийся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.). В работах Бодалева А.А., Даймонд Р., Климова Е.А., Муканова М.М., Селивановой Р.Г., Стрелковой Л.П., Шибутани Т. и др. делается попытка определить содержание и основные характеристики когнитивной эмпатии [], а эмпатия в целом рассматривается как двухмерное образование.

Так, Е.А. Климов включает эмпатию в когнитивные и эмоционально-волевые процессы в разных сферах психического отражения и регулирования. В сфере психического отражения когнитивный компонент эмпатии, по мнению автора, реализуется через интроекцию и проекцию субъекта с объектом эмпатии. В сфере психического регулирования - эмоциональный компонент эмпатии, который реализуется через процессы привлекательности (аттракции) индивидов в их взаимодействии (интеракции). В области активности психики эмпатия выступает как осознанное психическое явление, лишенное эмоциональной окраски. В зоне реактивности психики эмпатия рассматривается как аффективное подсознательное явление, проявляющееся в форме сопереживания с импульсом эмоционального заражения. Е.К. Климов говорит, что сопереживание имеет эмоциональное начало, а вот в сочувствии преобладает когнитивный компонент; субъект центрирован на объекте эмпатии и активно отражает его состояние, при этом эмоции могут овладеть субъектом, но ситуация остается для него личностно незначимой [].

В.В. Бойко в структуре эмпатии кроме аффективно-когнитивной сферы выделяет еще и интуитивный канал, который свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита информации о нем, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании [].

В литературе эмпатия описывается не только как способность к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их состояний, но и как готовность оказать посильную помощь. Таким образом, в структуре эмпатии выделяется еще один компонент – действенный (или поведенческий). Эмпатия как трехкомпонентное образование рассматривается в работах Михальченко Г.Ф., Лабунской В.А., Обозова Н.Н., Панкина А.И., Петровского А.В., Платонова К.К., Сарджвеладзе Н.М. и др.[]

Действенная эмпатия проявляется в виде группы альтруистических актов, которые базируются на эмоциях сопереживания и сочувствия, а также на адекватном понимании состояния объекта. И.М. Юсупов исключает присутствие этого компонента в структуре эмпатии, считая ее в основном, пассивно-наблюдательным сопереживанием или сочувствием без активного вмешательства в виде действенной помощи, которую, с его точки зрения, не следует отождествлять с более глубоким явлением в межличностных отношениях – действенной групповой эмоциональной идентификацией .

С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что в основе помогающего поведения (т.е. действенной эмпатии) лежит готовность субъекта к оказанию помощи. Такая готовность, являясь комплексным образованием, требует от него наличия определенных психологических ресурсов: когнитивных (включающих анализ ситуации бедственного положения другого человека, осознание себя субъектом помощи, принятие решения), поведенческих способностей и возможностей) и мотивации помощи. Понятие мотивации помощи употребляется исследователем в узкооперационном смысле и подчеркивается аффективный компонент феномена готовности к помощи как состояния мотивационно-аффективной сферы личности. Инициирующей альтруистический поступок. Результаты исследований, проведенных автором, свидетельствуют о том, что необходимым (хотя и недостаточным) условием оказания помощи является устойчивость альтруистического намерения.

Страницы: 1 2 3


Влияние нравственного развития личности на ситуацию морального выбора
Моральный выбор личности – это ключевой акт всей нравственной деятельности человека. Поступок–операция возможен тогда, когда есть варианты выбора, когда их нет – говорить о добродетели совершенно бессмысленно, так как человек не осуществляет выбор между добром и злом, -Аристотель. Ситуация морального выбора создаётся только тогда, когд ...

Адаптация и адаптивность (определение, варианты адаптивной направленности)
Соц. адаптация- процесс взаимодействия личности, или социальной группой, соц. Среды включая усвоение норм и ценностей среды. А так же изменение преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Адаптивность - функционировании е целеустремленной системы, характеризуется в соответствии между её целями и дости ...

Разновидности иллюзий. Иллюзии зрения
Известно, что наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Но тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности нашего зрения и о том, что оно, дополняемое мышлением и практикой, дает нам относительно точные сведения о пр ...