Главный критерий в данном случае - социальная направленность: или в основном только на себя лично или еще и на близких людей. На одном полюсе - чисто звериное, самодостаточное существование, для чего и требуется лишь удовлетворение личных потребностей тела и внутреннего благополучия. В этом случае мир сказок - мощный инструмент творческой фантазии, который дает вполне объективные, реальные для других произведения.
Множество неадекватностей восприятию реальности возникает при изменении условий функционирования мозга, которые становятся отличными от тех, когда приобретался адекватный опыт. Это может быть общее понижение порога срабатывания нейронов, возникающее при приеме многих галюциногенов и психоделиков, при гипоксии мозга (холотропное дыхание), при любом изменении баланса нейромедиаторов и во многих других случаях. Вот пример из статьи «Навязчивые мысли передаются по наследству»:
«От обсессионно-компульсивного расстройства в девять раз чаще страдают люди, родственники которых имеют схожие проблемы. Новые исследования пролили свет на один из генетических факторов, которые приводят к болезни. [7]
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) - хроническое и очень тяжелое психическое нарушение, характеризующееся навязчивыми идеями, наваждениями и одержимостью. Это, как правило, постоянно возвращающиеся мысли, образы или болезненные влечения, которые пациент считает неправильными и которые он старается игнорировать или подавлять. Одновременно из двух источников в журнал Archives of General Psychiatry (США) пришла информация о связи болезни с геном SLC1A1. Ген кодирует белок EAAC1, который регулирует появление и выделение глютамата из клеток мозга, роль которого была обнаружена ранее.»[8]
Влияет на степень адекватности и многие другие условия восприятия. Уверенность в правильности ошибочных решений растет со сложностью задачи: Группа психологов из Флорентийского университета, проведя серию экспериментов на людях, установила, что в определенных ситуациях по мере усложнения задачи растет не только число ошибок, но и уверенность в собственной правоте у тех, кто эти ошибки совершает.[9] .
Выяснилось, что по мере усложнения задачи росла уверенность испытуемых в правильности даваемого ответа. Причем эта уверенность, как ни странно, совершенно не зависела от того, прав был испытуемый или ошибался.[10] .
Так или иначе, результаты исследования показывают, что уверенность в собственной правоте — штука обманчивая. Мы запросто можем «увидеть» то, чего не было в действительности, особенно если что-то нас отвлекало, и степень убежденности очевидца никак не может служить критерием подлинности его свидетельства.
Кроме того, на степень адекватности влияют зависимые состояния, в том числе внушенные.
Иллюзии - неотъемлемая черта любого восприятия, которое только и занимается тем, что сопоставляет их с тем, насколько они согласуются с реальностью.
Соотвественно, потеря жизненного опыта соответствия реальности (физиологические нарушения или установление ложных, не соотвествующих действителньости, связей) приводит к иллюзиям и афазиям.
Именно иллюзии, расходящиеся с реальностью порождают многие творческие процессы, когда человек или поражен их значимостью, или они для него становятся настолько желанны, что своей деятельностью человек пытается изменить реальность так, чтобы достичь соответствия этим мечтам.
Но в отличие от позитивного творческого процесса, направленного вовне, а не только на себя, многие не находя достаточно сил, предпочитают изменять свой внутренний мир, находя для этого вполне посильные средства.
Развитие личности детей в полных и неполных семьях
Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают дл ...
Вербальная коммуникация
Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение ( ...
Теоретические аспекты изучения проблемы социально-психологического статуса
и агрессивного поведения. Понятие
социально-психологического статуса, основные подходы к исследованию статуса
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус – социальное положение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое полож ...
Разделы