Жизненный опыт формируется как из наблюдаемых проявлений реальности, так и возникших субъективно иллюзий, которые для восприятия никак от проявлений реальности не отличаются. Но любые иллюзии рано или поздно могут быть обнаружены при сопоставлении с другими явлениями реальности, и опыт скорректирован. Известно, что многие люди по первому же взгляду (именно взгляду!) формируют свое мнение о другом человеке, не осознавая сам процесс. Это древние механизмы, работающие без участия сознания. По нескольким характерным признакам выносится вердикт, который осознается как готовое мнение.
Эти признаки, выражающиеся в незначительных чертах осанки, мимики, жестах, во многом не могут быть формализованы словами. Никто глубоко не занимался их исследованием и классификацией. Тем не менее этим очень многие пользуются вполне осознано, придавая себе уверенный или, наоборот, беспомощный вид, делая что-то, производящее на женщину, начальника, друга или врага нужное впечатление. Как говориться, нужно самому убедить себя в этом образе и все автоматически получится.
Получится только в тех условиях, для которых выработались эти ключевые признаки распознавания. Стоит только оказаться в других условиях (в другой стране, например), и оценка окажется на много большей иллюзией. Часто заветные признаки можно разглядеть даже не в человеке, а в животном (кошка "улыбается") и такая иллюзия еще в большей степени обманчива. Но даже попытка оценить другого человека, таким образом, во многих случаях, приводит к большой неадекватности отношения к нему. Этим пользуются люди, умеющие создавать о себе желаемое впечатление.
Есть разные мастера в этом искусстве. И Мессинг рассказывал, как еще в детстве, ему удалось убедить кондуктора, что у него есть купленный билет, просто абсолютно сам уверовав в это. Он приобрел признаки, достаточно убедительные, чтобы кондуктор не обратил на него особого внимания.
Он показательно умел получить в банке большую сумму денег, не имея к ним никакого отношения.
Обмануть наши чувства несложно. То, что мы чувствуем - лишь малая часть доступных нам свойств реальности, но именно повторяемость этих ощущений закрепляет опыт ощущения реальности и делает его все более уверенным. А общение позволяет еще больше получить информации об этом повторяемом опыте, сопоставив с аналогичными ощущениями других.
Заведомо искажаемая же информация называется обманом, который дезориентирует другого, в свойствах реальности, способствуя созданию обманчивых иллюзий. Но иллюзии не смогут заменить реальности по той простой причине, что они не существуют на самом деле, ими не будешь сыт и согрет.
В некоторых случаях, как правило далеких, от значимых границ действительно нужного опыта (поэтому и плохо освоенной области), отличить иллюзию от реальности или понять причину иллюзий бывает очень трудно, а иногда невозможно без дополнительной, далеко не всегда доступной информации.
Часто бывает, что в некоторых областях восприятия-реагирования люди настолько погрузились в сугубо субъективное, без реальной связи с объективным, что их представления становятся зыбкими и непонятными даже самому себе. Но если ты не понимаешь сам себя, то это не означает, что и другие тебя не понимают.
Они понимают, только по-своему и, возможно, многие из них правы. А вот люди, фанатично обманывающие сами себя, несмотря ни на что, вызывают лишь жалость: Мессии, провидцы и чудо - ученые. Они создают свой собственный субъективный мир любимых представлений, в который верят так же как в мир реальный, иногда даже больше того.
По логике вещей, наша внутренняя реальность не "куда реальнее" внешней, а просто существует в ней, как часть ее. Но для нас есть только ее модель в виде нашей субъективной реальности, и по ней мы судим о внешней настолько же верно и эффективно, насколько она точно ей соответствует. Это наш мир, который нам ближе всего остального, это наши убеждения, на которых строится все наше поведение, это, фактически, мы и есть.
Мы не можем отделять внутреннюю реальность от внешней, иначе останемся даже без того кривого зеркала, которое имеем. Но нужно уметь отделять ту часть нашего мира, которая заведомо нами с внешним миром и не связывалась, как сказки, которые живут только в наших головах, и мы понимаем, что это - сказки. Все остальное - тоже "иллюзии", которые только в какой-то степени соответствуют объективной реальности.
Как бы хорошо мы не знали предмет, а все же знаем о нем гораздо меньше, чем не знаем. Но для нас эти "иллюзии" - и есть весь мир, доступный нашему пониманию. Мы не можем жить параллельно: или во внутреннем мире или переключаться на внешний, просто потому, что нам доступен только внутренний мир. Для очень многих внутренний мир сказок важнее внешнего, но это очень условно и индивидуально.
Общая характеристика деятельности психолога.
Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае в наиболее распространенных у нас психологических словарях оно как таковое не раскрывается, а в словаре К. К. Платонова это понятие раскрыто в соответствии с его экономическим значением и общепринятым словоупотреблением. Правда, отнесенность к нашей на ...
Влияние имиджа на
семейно-брачные отношения
Анализ перспектив семьи и семейно-брачных отношений предполагает выявление тенденций и противоречий в существующей практике брачного, супружеского, репродуктивного, родительского, родственного поведения.
Любое развивающееся явление представляет собой единство двух противоположностей, взаимодействие которых через стадии тождества, сущес ...
Молодёжная субкультура
как система ценностей
У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих боль ...
Разделы