Материалы » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Изучение особенностей поведения подростков в эмоционально значимых ситуациях

Изучение особенностей поведения подростков в эмоционально значимых ситуациях
Страница 2

Так же из диаграммы видно, что 37% учащихся склонны преувеличивать чужие успехи на фоне своих неудач и испытывать при этом чувство горечи, гнева и зависти. Однако необходимо отметить, что зависть несет не только ярко негативную окраску, она может стать и благотворным импульсом. Если бы не было зависти, люди бы не стремились к превосходству и не совершали бы открытий. Фраза или мысль о том, что нужно сделать что-нибудь так хорошо «чтобы все обзавидовались», хоть и выглядит смешно, часто приносит неплохие результаты. www.transportine.ru

Уровень подозрительности подростков показан на рисунке 6.

Рисунок 6. Уровень подозрительности подростков

Подозрительность в подростковом возрасте наблюдается в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Анализ диаграммы позволяет сделать вывод, что 9% испытуемых подростков склонны предполагать обман в любых поступках и словах окружающих. Можно выделить так же группу подростков – 53%, которые часто испытывают тревогу и недоверие, что естественно не может не сказываться на их манере общения. Подозрительные люди социально порицаемы, поскольку обижают партнеров сомнениями в их честности.

Вербальная или речевая агрессия рассматривается как однозначно негативное, имеющее отрицательные последствия коммуникативное воздействие и взаимодействие. Подростки выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого взаимодействия: деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, существенно снижает возможности взаимопонимания коммуникантов, блокирует выработку общей стратегии взаимодействия.

Рисунок 7. Уровень вербальной агрессии

Из анализа диаграммы на рисунке 7 мы отмечаем, что к проявлению грубости в речи (в большей или меньшей степени) склонны 73% обследуемых подростков. При этом примерно 18% учащихся имеют высокий показатель по этой шкале, что говорит о постоянной готовности испытуемых применять в речи обидные для других слова, унижать своих одноклассников, манипулировать ими.

Чувство вины вполне естественно, ведь оно воспитывается в детстве у каждого. Но, с другой стороны, с этим краеугольным камнем воспитания человека связано много страхов, болезненных ощущений, никчемного упорства, агрессии, и злости к себе. К сожалению, в подростковом возрасте очень часто ребенок убежден в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, и как следствие ощущает угрызения совести. Вина раскалывает человека пополам: одна его часть говорит "надо", другая говорит "не могу/не хочу". Чем более раним подросток, тем больше вероятности, что им будут управлять, используя его чувство вины.

Рисунок 8. Чувство вины подростков

Анализ результатов исследования (рис. 8) показал, что 24% испытывают сильное чувство вины, считают себя плохими, что негативно сказывается на их эмоциональном состоянии и способности к коммуникации.

Учащиеся, которые так же составляют группу риска по этой категории, составляют 51%. Они склонны к заниженной самооценке и излишним угрызениям совести.

Таким образом, можно сделать вывод, что в возрасте 13 – 15 лет на качество общения подростков наибольшее влияние оказывают такие компоненты как физическая агрессия, негативизм, вербальная агрессия и чувство вины, что впоследствии влияет на их дальнейшее развитие и поведение.

Страницы: 1 2 


Формирование эстетики поведения и общение, нормализация отношений в подростковой среде как социально-педагогическая проблема. Социально-психологические основы эстетического воспитания подростков
Современное образование, как один из социально-культурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, когда воспитание человека как носителя эстетических ценностей, норм и правил приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся бездуховностью общества, ростом прагматических тенденций во взаимоотношениях людей, сн ...

Теоретические вопросы психодиагностики Интеллекта
Оценка психофизиологического потенциала личности имеет не только научное, но и важнейшее практическое значение. При этом особое значение в такого рода исследованиях приобретают интеллектуальные аспекты, уровень развития таких качеств как внимание, память, логическое мышление. С точки зрения практического психолога очень важно, что сущес ...

Дискуссия о влечении как неосознаваемой мотивации
Понимание влечений как свойств, близких к инстинктам, проявляющееся у разных авторов в той или иной степени, очевидно, не случайно. Над влечениями постоянно «витает дух» невольности, плохой осознаваемости. Как писал А.С. Пушкин: «Когда б не смутное влечение чего-то жаждущей души». Вопрос только в том, что происходит невольно, что плохо ...