Изучение особенностей поведения подростков в эмоционально значимых ситуациях осуществлялось при помощи опросника Басса-Дарки. Результаты, полученные в ходе исследования, приведены в таблицах 1 – 12 (Приложение 2), а их графические изображения показаны на рисунках 1 – 8 в виде диаграмм.
На рисунке 1 показан уровень физической агрессии подростков. www.transpostand.ru
Из диаграммы мы видим, что подростки в большинстве склонны проявлять физическую агрессию в эмоционально значимых ситуациях, причем 18% исследуемых готовы применять силу, не задумываясь о ее целесообразности и последствиях, действуя импульсивно.
Так же можно предположить, что примерно 57% детей выборочно проявляют физическую агрессию, т.е. существуют определенные сдерживающие факторы, которые оказывают на их поведение определенное влияние.
Рисунок 1. Уровень физической агрессии подростков
Рисунок 2. Уровень косвенной агрессии подростков
Анализ уровня косвенной агрессии подростков (рис.2) позволяет сделать вывод, что лишь небольшое количество подростков (5%) целенаправленно или неосознанно перенаправляют свою агрессию на третье лицо. Однако, так как речь идет о неосознанных механизмах, считаем, что показатели этой шкалы необходимо изучать с учетом защитных механизмов.
Качественный анализ, проведенный с использованием других методик и наблюдения может дать очень важную информацию о причинах поведения отдельных подростков, что будет иметь большое практическое значение.
Рисунок 3. Уровень раздражительности подростков
Анализ уровня раздражительности подростков (рис. 3) позволил определить, что склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней и внутренней среды имеют примерно 3 % испытуемых. Они могут проявлять вспыльчивость и грубость по отношению к окружающим даже в случае отсутствия провокации. Эти подростки обычно недовольны обстоятельствами и поступками окружающих, иногда - своим состоянием. Необходимо отметить, что примерно 77% учащихся в особо значимых для них ситуациях способны проявить вспыльчивость и грубость, но их поведение будет легче поддаваться коррекции в случае целенаправленной воспитательной работы.
Анализ результатов исследования по шкале негативизм (рис.4) показал, что 58% исследуемых учащихся склонны к проявлению негативизма. Этот показатель характерен для подросткового периода, когда взрослеющие дети начинают доказывать себе и всем окружающим, что они знают, понимают и умеют все не хуже любого взрослого. При этом 12% учащихся проявляют негативные установки, как в отношении взрослых, так и в отношении своих ровесников, что обычно отрицательно сказывается на их поведении.
Рисунок 4. Уровень негативизма подростков
Анализ результатов исследования проявления обиды подростков (рис.5) показал, что 18% учащихся испытывают острое чувство обиды, склонны обвинять в своих неудачах других, не готовы признать, что сами ответственны за поступки и их последствия. Учеными доказано, что в составляющую обиды входят несколько факторов, одним из основных при этом является зависть.
Зависть — это тоже соперничество, только скрытое: человек хочет победить, но соперничает как бы внутри себя, ведя счет тогда, когда его воображаемый соперник об этом и не подозревает. Зависть одновременно является и мотивацией и ограничением, для личности. С одной стороны, завидуя, человек стремится к тому же, что имеет другой человек или к превосходству над ним. С другой же стороны, зависть ограничивает мотивацию достижением именно той цели, которой кто-то уже достиг, вследствие этого внимание рассеивается и ситуация искажается, превращаясь в погоню за призраком счастья. Это ограничение мотивации сужает мышление до потребности чужого успеха.
Рисунок 5. Уровень проявления обиды подростков
В случае, если зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия станет основным мотивом поведения подростка, это может грозить потерей идентификации и стремлению к чужим целям, а значит, к настоящему личностному провалу. Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования.
Самоподача в общении
Обаяние - это тогда, когда тебе говорят "да", когда ты ничего не просил.
А. Камю
В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Именно эта способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера и называется самоподачей (у некоторых авторов - самоп ...
Коллективный труд
Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда
.
При исследовании истории возникновения и развития психики выявляется тот капитальный факт, что возникновение и развитие психики имеет в своей основе усложнение образа жизни живых существ, усложнение их деятельности, которая осуществляе ...
Практические
функции клинических психологов
Диагностика
.(Это наиболее традиционная функция, наиболее "старая". Специфика клинико-психологической диагностики: синдромальность - выделение и качественное описание синдрома, прогностичность).
1) нозологическая (с помощью нозологических единиц)
В начале 18 века "одержимых бесами" впервые признали психически больн ...
Разделы