Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников

Психологические особенности развития словесно-логического мышления у младших школьников
Страница 2

С переходом мышления ребенка на следующую, более высокую ступень развития начальные его формы, в частности практическое мышление, не исчезают, не «отменяются», но их функции в мысли­тельном процессе перестраиваются, изменяются.

С развитием речи и накоплением опыта ребенок переходит к мышлению образному www.geoknow.ru

. На первых порах этот более высокий вид мышления сохраняет у младшего школьника многие черты низшего вида. Это, прежде всего, обнаруживается в конкретности тех образов, которыми ребенок оперирует.

Яркая образность и при этом конкретность детского мышления объясняются в первую очередь бедностью детского опыта. За каждым словом ребенок представляет себе только тот конкретный предмет, с которым когда-то встречался, но не группу предметов, включаемую взрослым в те обобщенные представления, которыми он оперирует. Ребенку же еще нечего обобщать. Он использует наглядный единичный образ со всеми признаками и чертами, как общими для всех однородных предметов, так и теми индивидуаль­ными особенностями, присущими только данному конкретному предмету (богатырю, реке, орлу, буржую), который когда-то был им воспринят.

Понимание переносного значения употребляемых в художественных текстах слов и слово­сочетаний, аллегории, пословицы, метафоры оказывается сначала совершенно недоступным для 7—8-летнего ребенка. Он оперирует конкретными цельными образами, не умея выделить заключенную в них мысль, идею. «Каменное сердце» — значит, сердце у него из камня. «Золотые руки» — которые покрыты золотом. «Море улыбалось солнцу тысячью серебряных улыбок» — «это неправильно написано, как это море может улыбаться, когда у него и рта даже нету».

Словесно-логическое мышление

ребенка, которое начинает раз­виваться еще в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способ­ность использовать словесные рассуждения при решении ре­бенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эго­центрической речи, описанном Ж. Пиаже.

Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, — нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов — свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, науча­ется пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Словесно-логическое мышление обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслитель­ного процесса. В отличие от практического логическое мышление осуществляется только словесным путем. Человек должен рассу­ждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравни­вать и устанавливать искомые связи, группировать разные и различать сходные предметы и все это выполнять лишь посред­ством умственных действий.

Совершенно естественно, что, прежде чем ребенок освоит эту сложнейшую форму умственной деятель­ности, он допускает ряд ошибок. Они очень типичны для мышле­ния маленьких детей. Эти особенности отчетливо обнаруживаются в детских рассуждениях, в использовании ими понятий и в про­цессе освоения ребенком отдельных операций логического мышле­ния. Однако они не мешают даже 4—5-летним детям высказывать порой очень меткие и здравые суждения о том, что им понятно.

Понятия составляют значительную часть тех знаний, которыми богат и которыми пользуется каждый человек. Это могут быть понятия житейские (отдых, семья, удоб­ство, уют, ссора, радость), грамматические (суффиксы, предложе­ния, синтаксис), арифметические (число, множимое, равенство), нравственные (доброта, героизм, смелость, патриотизм) и мно­жество других. Понятия — это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их су­щественных признаков.

Так, в понятие «растения» включаются такие разные предметы, как могучий дуб и тоненький слабый ландыш, папоротник и водоросли. Объединяются эти разные пред­меты в одну группу потому, что каждый из них обладает общими для всех растений существенными признаками. Все они — живые организмы, они растут, дышат, размножаются.

Понятие как обобщенное знание не имеет образной формы, но существует, выражается в слове: «растение», «транспорт», «геро­изм» и т. д. При этом, объединяя разные предметы в одну группу, человек должен отвлечься (абстрагироваться) от всех несущест­венных признаков. Обобщение на основе абстрагирования представляет собой трудную умственную работу, которая требует от человека строго направленного и последовательного анализа воспринимаемого (или представляемого) предмета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Психологическая природа памяти. Основные процессы и виды памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ восприн ...

Характеристика коллектива
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: ста­тусно-ролевые отношения, профессионально-квалифика­ционные характеристики и половозрастной состав. Мы часто не можем понять, откуда исходят отрица­тельные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Ока­зывается, их источники можно найти, есл ...

Психометрические характеристики теста
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 2 Таблица 2. Классификация тестов Признак группы Название вида теста Краткая характеристика вида теста ...