Материалы » Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в психологии
Страница 1

Мышление— это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отно­шениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс позна­ния, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. www.intotransport.ru

Основными элементами, с которыми оперирует мысль, являются понятия (отражение общих и существенных признаков каких-либо предметов и явлений), суждения (установление связи между предме­тами и явлениями; оно может быть истинным и ложным), умозак­лючения (вывод из одного или нескольких суждений нового сужде­ния), а также образы и представления.[58, С. 144]

К основным операциям мышления относят: анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением), синтез (объединение отдельных частей в целое, построение целого из анали­тически заданных частей), конкретизацию (применение общих зако­нов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению), абстра­гирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, ко­торое в действительности как самостоятельное не существует), обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то призна­кам предметов и явлений), а также сравнение и классификацию. [58, С. 148]

Важно отметить, что основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ—синтез, выявление сход­ства—выявление различий, абстрагирование—конкретизация.

Основными видами мышления являются теоретическое (к ко­торому, в свою очередь, относят понятийное и образное), а также прак­тическое (к нему относятся наглядно-образное и наглядно-действен­ное).

К основным свойствам ума относятся [31, С. 156]:

— любознательность и пытливость (стремление узнать как мож­но больше и доскональнее);

— глубина (умение проникать в сущность предметов и явле­ний);

— гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обсто­ятельствах);

— критичность (умение поставить под сомнения сделанные вы­воды и вовремя отказаться от неверного решения);

— логичность (умение мыслить стройно и последовательно);

— быстрота (способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки).

При определении мышления как важнейшего са­мостоятельного элемента в структуре

психики при­нято указывать на такие его особенности, как развитие на сенсорно-образной основе; обратимость мыслитель­ных действий; опосредованность — отвлеченность — обобщенность или «концептуальность»; оперирование классами, категориями и системами объектов; речевую форму существования, выражения и передачи; слож­ный операциональный состав, включающий такие «экс­клюзивные» операции, как извлечение противоречий в знании и их синтез; увеличение на множество поряд­ков познавательных и деятельностно-преобразующих возможностей индивида; обеспечение логического са­мопознания и рационального самоизменения. [31, С. 58]

Мышление обнаруживает себя во всех «срезах» психической жизни: от процессуального до личностного.

Мышление является важнейшей составляющей в общей динамике психики, развертывается в виде ак­тивности, процесса, последовательности операций и действий, деятельности.

Мыслительный процесс порождает, генерирует, производит продукты или эффекты мышления, которые организуются в единую концептуальную систему или систему понятий, мыслей, идей, знаний, оформленную на уровне вербального и вербально-символического кодирования.

Мыслительный процесс может направляться на установление связей «я» с проживаемыми психичес­кими состояниями и впечатлениями, в том числе, ак­тами самого мышления; в этой роли, в частности, мысли-о-мысли, он становится процессом сознания.

Мышление в процессуально-продуктивной дина­мике обеспечивает поддержание, развитие многих жизненных связей и отношений индивида, приобретая и реализуя разнообразные мыслительные функции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования
Повторное прохождение методик «Исключение понятий» показало качественное улучшение в развитии логического мышления у учеников. Повторное прохождение методики «Определение понятий» показало качественное улучшение в развитии интеллектуальных процессов. Повторное прохождение методики «Последовательность событий» показало качественное улу ...

Понятие психологии труда.
Психология труда— наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Объект психологии труда является деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства его рабочей силы. Современная психология труда отказалась от представлений о сущ ...

Понятие эмоций и их роли в жизни человека в интерпретации различных теорий
Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин дал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в как ...