В результате исследования получило подтверждение предположение о необходимости развития эмпатии у студентов-психологов, поскольку полученные итоговые цифры уровня эмпатии свидетельствуют о низком уровне эмпатии у обследуемых.
Принято решение проверить итоги на количество и качество допущенных ошибок в проведенном эксперименте, которые могли бы повлиять на результат: методом математико-статистической обработки данных. www.modestbank.ru
Условия исследования соответствовали стандартным. Условия деятельности испытуемых были нормальными, им никто не мешал вдумчиво и сосредоточено отвечать на вопросы анкеты. Экспериментатор влияния на исследуемых не оказывал: «влияний ожиданий на результат». Особенностью эксперимента было то, что испытуемые являлись психологами и могли иметь «установки на социально одобряемый ответ», «установки на определенные и средние ответы».
Чтобы исключить и такую фальсификацию испытуемым не сообщалось название методик до эксперимента.
Выборка является представительной (репрезентативной) т.к. она выразила специфический контингент участников опроса:
- по уровню образования – совокупность специалистов с высшим образованием – 25 чел.
- по половому признаку – состав участников представлен обоими полами.
- по возрастному параметру – разброс участников составляет от 23 до 53 лет.
Поэтому результаты исследований могут быть распространены на множественное число студентов-психологов, т.е. и на «популяцию» биологическими социально-культурными характеристиками достаточно инвариантную.
Это важнейшие ограничения, которые влияют на обобщения результатов по отношению к участникам в выборке из 25-ти чел. соблюдены. Охватив широкий диапазон в выборке и, применяя две методики можно выполнить цель и задачу, поставленную перед данной дипломной работой.
Каждый показатель полученных результатов имеет значение, поскольку получена возможность количественно и качественно сравнить результаты между уровнем эмпатии и направленности личности.
Для наглядности результаты экспериментов исследования представлены в виде таблицы.
Результаты обследования определяются с помощью кода каждой шкалы:
По опроснику В.В. Бойко, направленному на диагностику каналов эмпатии, были получены следующие результаты:
Высокие баллы по шкале говорят, что имеется выраженное положительное отношение к …
На основании полученных данных описываем…
При подсчете «сырых» баллов было выявлено количественное значение уровня эмпатии и направленности личности, но при обработке их можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать вывод о степени развития у него эмпатии и направленности личности. Для этого используют процентибальную шкалу:
Подсчитаем путем соотношения баллов, сколько человек с
- очень высоким уровнем эмпатии – 0 человек.
- средним уровнем эмпатии – 6 человек.
- заниженным уровнем эмпатии – 16 человек.
- очень низким уровнем эмпатии – 3 человека.
Переведем полученное количество человек в проценты от общего количества человек, чтобы увидеть, сколько в процентном соотношении количество человек с
- очень высоким уровнем эмпатии – 0%
- средним уровнем эмпатии – 24%
- заниженным уровнем эмпатии – 64%
- очень низким уровнем эмпатии – 12%
Вывод: в целом характерно для всей выборки очень низкий и заниженный уровень эмпатии, т.е. 2/3 участников опроса не обладает достаточно развитой эмпатией, так необходимой для работы практического психолога.
Проанализируем показатели отдельных шкал в целях выявления качественной значимости конкретного канала (параметра) в структуре эмпатии для более точной интерпретации результатов исследования:
Подсчитаем наивысший балл для каждого канала:
- рац – 2 чел. – 6 баллов.
- эм. – 4 чел. – 6 баллов.
Виды взаимодействия при общении
Интерактивная сторона общения
— это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деят ...
Структура конфликта.
Существует различное понимание структуры конфликта. Так выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий.
Анализируя стороны конфликта, можно выделить четыре типа конфликта:
- внутриличностный:
в этом случае сторонами конфл ...
Содержание и задачи работы психолого-медико-педагогических комиссий
Цель ПМПК — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
Основными задачами ПМПК являются:
— раннее выя ...
Разделы