То мнение, что эмоция может рассматриваться как отдельное или особое состояние сознания, не является новой точкой зрения в науке. Великий биолог девятнадцатого столетия Герберт Спенсер описал “центрально-инициируемые эмоции” следующим образом: “ . их начало и окончание во времени сравнительно не определенны, и они не имеют четкой локализации в пространстве. Иначе говоря, они не ограничены предшествующими и последующими состояниями сознания с какой-либо определенностью, и нет границ между ними и сосуществующими с ними состояниями сознания”. www.transportine.ru
Эмоциональные состояния и в повседневной жизни часто рассматриваются как измененные состояния, или, более точно, как специфические или особые состояния сознания. Индивид, совершив какую-либо нелепость, часто объясняет свое поведение, говоря: “я был вне себя”, или “я не помнил себя”. Любой, кто испытал сильную эмоцию, представляет, что эмоциональное переживание - это необычное состояние сознания.
Идея различных состояний сознания существует со времени античной философии. А с середины ХIХ столетия биологи предполагают возможность и находят некоторые доказательства того, что каждое отдельное полушарие мозга контролирует совершенно отдельное сознание. Современный невролог Газанига заключает: “Данные указывают на то, что разделение полушарий создает две независимые сферы сознания в пределах одного черепа, иначе говоря, в пределах одного организма”.
К тому мнению, что может быть больше, чем один тип или состояние сознания, относится давняя идея о существовании множества путей познания. В ХIII столетии Роджер Бэкон говорил о двух способах приобретения знания через доказательство и через опыт. Об этих различных способах познания говорят и некоторые современные ученые и философы. Один из этих способов, доминирующий в современном мышлении, описывается как логический и рациональный. Другой - как познание интуитивное, не вербализуемое, или “рецептивное”. Особые состояния сознания, возникающие благодаря специфическому интересу или радости, или их некоторой комбинации, и направляют стадии интуитивного, невербального рецептивного познания. Определенные эмоциональные состояния организуют стадии аналитических, критических, логических, рациональных процессов. Таким образом, эмоция, как процесс постоянно взаимодействует с процессами, характеризующими другие состояния сознания, что обуславливает многочисленные взаимосвязи между эмоциями и разумом.
Характер (определение, этапы становления, три осн. акцентуации характера по
Леонгарду)
Характер - совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении. И ОБУСЛАВЛИВАЮТ ТИПИЧНЫЕ ДЛЯ данной личности способах проявления. Характер проявляется к трём годам. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. ...
Проблема стиля деятельности и структурирование ее
пространства
Социальная организация деятельности людей как общественно полезного труда требует рассмотрения их индивидуальных стилей деятельности (ИСД) как стилей профессиональной деятельности (СПД)
т. е. стилей отдельных субъектов, интегрированных в совместной профессиональной деятельности с ее основными характеристиками — общностью операционально ...
Виды и основные формы девиантного поведения молодежи
При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах.
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою сп ...
Разделы