3)методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни;
4) методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы (А. И. Кочетов) (15б 31318).
А. Д. Гонеев (25б 132-134) отмечает, что, организуя воспитательную работу с учащимися, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения школьников, как действенный компонент воздействия на личность. Он выделяет следующие приемы коррекционного воздействия коллектива на девиантных школьников:
—доверия — учащийся выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить себя;
—постепенного приучения к деятельности на общую пользу — поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
— поддержки коллективистических проявлений — поощрение и одобрение коллективом усилий учащегося выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
— недоверия — коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному учащемуся из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
—отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы — коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;
—осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов школьника;
— переключения критики на самокритику, побуждающей учащегося дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
- включения учащегося в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.
В процессе коррекционно-педагогического воздействия на девиантных школьников целесообразно использовать также приемы индивидуальной работы с учащимися:
—мобилизации внутренних сил школьника на выполнение задания — перед учащимися раскрываются их возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для них;
—активизации (создания) целевой установки — с ребенком разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело доводить до конца, не браться за несколько дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);
—контрастности — от регулярных неудач в деятельности подводить учащегося к первым значительным успехам в ней;
—стимулирования личного достоинства школьника — предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;
—требовательного доверия — подчеркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что ребенок справится с предложенным заданием;
—поощрения — похвала — поддержка, похвала — побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.
А. Д. Гонеев считает, что взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с девиантными школьниками усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и отклонений в поведении учащихся реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств личности, интеграции в социум вполне осуществимыми (25, 140-143).
Экзистенциально-гуманистическогий подход Джеймса
Бюджентала
Жить подлинной жизнью, согласно Дж. Бьюженталу, значит полностью осознавать настоящий момент жизни; выбрать, как прожить этот момент; и принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т. е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с ...
Длительное общение
Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Ф. Ларошфуко
В постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. Однако при постоянном и длительном общении нам может быть недостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более гл ...
Факторы, помогающие психологу в общении с клиентом
Отличительной чертой психолога является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела. Так психолог учится читать х ...
Разделы