Педагогические коллективы сегодня раздирают противоречия. В педагогическом коллективе конфликты довольно частое явление. В них бывают порой задействованы все члены школьного социума: педагоги, родители, учащиеся. Нередко при этом легко разрушаются с таким трудом налаженные связи.
В настоящее время, когда именно коллективные условия определяют успехи науки, техники, возникает острая необходимость в людях, владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Однако в педагогическом коллективе каждый его член может и должен влиять на благоприятность социально-психологического климата. И коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.
Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их. А это возможно лишь при высоком уровне развития коллектива и благоприятного социально-психологического климата.
Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема и выдвинута следующая гипотеза:
чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем ниже уровень конфликтности в нём.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
1) анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы;
2) определение уровня социально-психологического климата коллектива;
3) определение уровня развития конфликтности в коллективе;
4) выработка рекомендаций для членов коллектива, способствующих созданию оптимальных условий для педагогической деятельности.
Базой
для исследования была определена С.Ш. № 6 г. Октябрьского Республики Башкортостан. Предметом
исследования является социально – психологический климат и уровень конфликтности в коллективе, а объектом-учительский коллектив.
В исследовании были использованы следующие методики:
1) Методика К.Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте».
2) Методика «Оценка психологического климата в коллективе».
3) «Тест на оценку уровня конфликтности личности».
4) «Тест на конфликтность Кноблоха - Фальконетта».
В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка данной проблемы.
Лучшие педагоги всегда учитывали фактор психологической совместимости, организуя жизнь в коллективе.
Так, А.С. Макаренко высоко ценил в своих активистах умение тонко разбираться в людях и подбирать первичные коллективы с учётом психологической совместимости их членов. С таким же добросовестным вниманием были распределены и горьковцы: сильные и слабые, суровые и весёлые все нашли для себя место в зависимости от разных соображений.
В.А. Сухомлинский всегда подчёркивал необходимость так организовать деятельность школьников, чтобы было предусмотрено и насыщенное общение и уединение. Он рекомендовал проводить собрания, во второй половине дня, когда все отдохнули и побывали дома. Самым оптимальным вариантом проведения собраний он считал период после физического труда на свежем воздухе. Лучшим местом проведения - или класс, или сад.
В качестве основных признаков мажорного тона (или нормального психологического климата – по современной терминологии) А.С. Макаренко выдвигал следующие:
1) Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.
2) Единство коллектива, дружеское единение его членов.
3) Защищённость всех членов коллектива.
4) Разумная и полезная активность всех членов коллектива.
5) Умение быть сдержанным в движениях и словах.
Исследование этой проблемы наряду с научным значением представляет и огромный практический интерес, поскольку нацелено, в конечном счёте, на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания детей. Результаты, полученные при разработке данной проблемы, помогут педагогам более чётко ориентироваться при возникновении конфликтной ситуации.
Предложения, начинающиеся со слов “Что было бы, если..
Цель:
Этот метод можно также использовать для того, чтобы побудить подростков к обсуждению своих чувств. Участников следует поощрять к рефлексии собственного поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также к поиску возможных альтернатив поведения.
Материал:
подготовленные листы бумаги с началом предложений “Ч ...
Нормативные шкалы развития ребенка раннего и дошкольного возраста: Шкала оценки
особенностей психологического развития ребенка за И. Мамайчук
Цель программы заключается в развитии социально-важных навыков у детей с ДЦП.
Данная цель решается посредством ряда задач:
1. Теоретическое рассмотрение таких явлений как социально-важные навыки.
2. Детальный разбор диагностики детей-инвалидов.
3. Попытка дать интерпретацию наблюдения.
Учитывая тормозящую роль сенсорных дефектов в ...
Этапы и проведение психодиагностического исследования
Существует несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них:
Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре
1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.).
...
Разделы