Материалы » Психологические особенности личности детей из полных и неполных семей » Развитие личности детей в полных и неполных семьях

Развитие личности детей в полных и неполных семьях
Страница 1

Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.

Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья- это один из основных социально- демографических типов современной семьи. Неполная семья- это малая группа с частичными неполными связями,

где нет традиционной системы отношений мать- отец- ребенок [45 c. 29].

Причины увеличения числа семей с одним родителем

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

Ø изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

Ø распространение добрачных связей,

Ø изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

Ø утрата семьей своей производственной функции;

Ø неподготовленность молодежи к браку;

Ø завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

Ø алкоголизм и наркомания.

Источники формирования неполных семей:

Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 2002 год в городе Ижевске расторгнуто 3682, что на 715 больше, чем за 2001 год. Процент разводов к числу заключенных браков составил 82,2%.

Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.) [45 c. 87].

В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.

В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства [12 c. 145].

Проблемы неполных семей.

Семья выполняет следующие функции:

Ø воспитательная функция;

Ø экономическая- заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;

Ø эмоциональная функция- удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);

Ø функция духовного общения - совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);

Ø функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и др.

Понятно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.

Существует ряд проблем, касающихся неполных семей,

к которым относятся социально - экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей [45 c. 54].

Страницы: 1 2 3 4 5


И в заключении…
В юношеском возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. Испытуемый Л на данном этапе развития активно формирует структуру этих ценностей. В соответствии с его личностными особенностями на первые места он ставит материальную независимость, свободу выбора жизненного пути, близкие межличностные отношения. Думаю, в ближайшее вре ...

Обмен информацией в коммуникативном процессе
Процесс коммуникации — это процесс обмена информацией, когда во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями и интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то вр ...

Дезорганизующая функция (способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность)
Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, ...