Материалы » Психологические особенности личности детей из полных и неполных семей » Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей. Особенности восприятия детей из полных и неполных семей

Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей. Особенности восприятия детей из полных и неполных семей
Страница 2

Ø Подходы, в которых под понятием восприятия подразумевается влияние.

Ø Подходы, в которых под восприятием понимаются представления или образ восприятия.

На основе анализа литературы учеными была разработана схема восприятия семейной среды, в которой учитывается как активность среды, так и активность субъекта восприятия.

Основываясь на таком понимании восприятия семейной среды, было проведено исследование, в котором испытуемыми выступили 3 группы подростков в возрасте 14-16 лет: 30 человек из приюта, 30 детей из неполных семей и 30 человек из полноценных семей, где присутствуют оба родителя. В исследовании использовались такие диагностические методики как «Анализ семейной тревоги» и «Типовое семейное состояние», в том числе метод семантического дифференциала и проективные методики «Семейная социограмма» и «Рисунок семьи» [9 c. 39].

В результате исследования были обнаружены следующие особенности в восприятии семейной среды подростками из разных социальных сред:

Ø Дети из полных семей воспринимают семейную среду, как светлую, уютную, надежную, открытую, целостную, современную, интересную, несерьезную.

Ø Дети из неполных семей считают свою семью консервативной, серьезной хорошей, сильной, доброй, отзывчивой, сочувствующей, а также благополучной и щедрой.

Ø Дети из приюта воспринимают семью как темную, неуютную, ненадежную, закрытую, разрозненную, скучную, недружную, несправедливую, корыстную, равнодушную, лживую, наигранную, безответственную. Дети из приюта чаще других говорят, что их семья плохая, чужая, нелюбимая, далекая, слабая, пессимистичная, грустная, злая, грубая, безразличная. Они воспринимают свою семью как проблемную, бедную, неимущую, зависимую.

В целом, исследование с помощью метода семантического дифференциала показало, что в восприятии эмоциональной, экономической, а также социальной составляющей семейной среды наблюдается больше всего различий. Меньше всего различается восприятие физической и культурной составляющей среды [50 c. 97].

Было выявлено, что в группе детей из приюта критический уровень семейной тревожности встречается чаще, чем в других группах, хотя значимых различий обнаружено не было.

Анализ результатов проективных методик также показал некоторые особенности в восприятии семейной среды:

При рассмотрении величины и местоположение фигур на рисунках, расстояния между ними было выявлено, что подростки из приюта чаще, чем другие дети забывают отметить на бланке собственную фигуру, расстояние между фигурами очень большое, фигура Я, как правило, далеко внизу. Это можно объяснить реальной отдаленностью от родителей и чувством собственной ненужности. Восприятие семьи осуществляется как бы со стороны.

Дети из неполных семей часто рисуют фигуру Я больших размеров, как правило, рядом (встречается даже слипание фигур) и на одном уровне с родителем, что может говорить об ощущении своей значимости в семь, а также близости к родителю. Фигура Я в неполной семье, за неимением второго родителя, несет на себе множество функций, а, следовательно, является более значимой даже чем в полной семье.

Дети из полных семей рисуют фигуры, как правило, на среднем расстоянии друг от друга. Фигура Я, как правило, располагается между родительскими фигурами [10 c. 45].

Что касается эмоционального фона рисунков, то выяснилось, что в группе детей из полных и неполных семей в 100% рисунков наблюдается положительный эмоциональный фон. В рисунках детей, лишенных родительского попечения, преобладает нейтральный эмоциональный фон (часто рисуют людей без лиц, чего не встречается у детей из полных семей).

Страницы: 1 2 


Функции общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальны ...

Природа человеческих иллюзий. Понятие иллюзорности
Что можно сказать про иллюзии, кроме того, что они есть. Распространенные мнения - очень разны, начиная с того, что вообще нет иллюзий до того, что весь мир - сплошная иллюзия. Есть ли шанс понять, как с этим обстоит дело на самом деле, и как это можно практически учитывать? Для этого, всего лишь нужно понимать механизмы восприятия и т ...

Меры по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков
Педагогическая коррекция агрессивного поведения детей в учебном процессе. Важное место в жизни ребенка занимает школа. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность является ведущим видом деятель ...