Что можно сказать про иллюзии, кроме того, что они есть. Распространенные мнения - очень разны, начиная с того, что вообще нет иллюзий до того, что весь мир - сплошная иллюзия. Есть ли шанс понять, как с этим обстоит дело на самом деле, и как это можно практически учитывать?
Для этого, всего лишь нужно понимать механизмы восприятия и то, как осознается воспринимаемое.
В мире нет иллюзий, они есть в нашем восприятии мира. Если называть иллюзией то, в восприятии, что не соответствует воспринимаемому в некоторой его части или полностью, что делает ожидания в этой части неоправданными, а реакции неадекватными, то можно сказать, что иллюзии сопутствуют любому восприятию без исключения. Просто потому, что наши органы чувств не приспособлены для отклика на все существующие проявления реальности, а ограничены только тем, что эволюция этих механизмов оптимизировала для целей выживания вида.
Так, зрительные рецепторы максимально чувствительны только к трем цветам, а промежуточные воспринимаются сразу двумя соседними по цветовому восприятию рецепторами, т.е. все они – иллюзия, по которой невозможно судить о длине волны видимого цвета, - их восприятие неадекватно.
Мало того, только ничтожно малая часть нашей зрительной сетчатки способна воспринимать резко сфокусированную картинку. Наш глаз совершает разнообразные сканирующие движения, чтобы последовательно считать важные элементы изображения резко (это - кроме постоянного быстрого дрожания поля зрения).
Но в голове стоит целостная картинка (она в самом деле "стоит", представленная самоподдерживающейся активностью участков нервной сети, отвечающей за все наблюдаемые элементы изображения), нам она кажется вся резкой (стоит только вниманию захотеть увидеть в ней дополнительную деталь, глаз тут же дополнит упущенное новыми подробностями). Эта картинка - иллюзия: чисто субъективное представление объективно наблюдаемого и эта картинка у каждого очень индивидуальна.
Но мозг, постоянно сталкиваясь с задачей как можно точнее передать свойства внешнего, компенсирует все то, что мешает точной передаче этих свойств после каждого столкновения с несоответствием: компенсируется переворот изображения линзой хрусталика, искажение геометрических пропорций из-за не идеальности линзы, компенсируется цветопередача, возрастное помутнение хрусталики, любые дефекты сетчатки. Так возникает все более достоверное отображение свойств реальности.
Но многие из искажений так и не встречают противоречия при столкновении с реальностью и остаются не скомпенсированными.[3]
Адекватность восприятия (лат. adaequatus - приравненный, равный) - характеристика процесса восприятия, которая основана на инвариантности основных свойств субъективного образа. Воспринимаемые признаки какого-либо объекта или процесса в целом соответствуют описанию данного объекта или процесса, которое дается другими людьми, и не противоречит данным, полученным по другим сенсорным каналам.[4]
Напротив, неадекватный образа отражения, как бывает, например, в иллюзиях восприятия, рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта индивида, с одной стороны, и не соответствует тем субъективным образам, которые порождаются в данной ситуации у других людей, с другой.
Зрительные иллюзии обусловлены прежде всего действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство зрительных иллюзий имеет параллели в осязании.
Принято выделять следующие виды зрительных иллюзий: - иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне;
К истории психологии как науки
Психология как наука имеет очень короткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, например, еще в древности врачи понимали, что для распознания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.
Этот ма ...
Основное внутреннее направление связано с эмоциями.
Основное внутреннее направление деструктивного характера связано с отрицательными эмоциями: страхом, гневом, стыдом, виной, обидой, часто неосознаваемыми. Варианты здесь могут быть самые разные, но неизменным остается один факт: вытесненные в подсознание чувства страха, гнева, стыда, вины или обиды, живущие веками в той или иной семье, ...
Вопрос 1. Психологические особенности
преступности несовершеннолетних
Одним из признаков современной преступности несовершеннолетних является ее высокий динамизм, она растет непропорционально быстро. Для характеристики этого роста используют такие термины: «катастрофический», «обвальный», «бурный» рост. Что это означает? Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой роста населения подросткового во ...
Разделы