Методика построения профессиограммы
Страница 5

Б. Сенсорно-перцептивные свойства.

Требования к функциям анализаторов (дифференциальному порогу, лабильности и т.д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размера, скорости, удаленности); преобладающий вид восприятия. Профессионально важные качества внимания и их сочетание. Тренируемость и компенсируемость выделенных свойств.

В. Особенности мышления, памяти.

Требования к памяти и ее видам. Преобладающий тип мышления и его качества. Необходимость быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, производить расчеты, принимать правильные решения и т.п.

Требования к воображению.

Возможность развития профессионально-важных качеств мышления, памяти и воображения.

Г. Моторные свойства.

Требования к психомоторике (наиболее загруженные функциональные системы и органы, их взаимодействие и сочетание; необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы).

Требования к речевой функции (лаконичность, четкость и громкость речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности компенсации при их недостаточном развитии.

Д. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных свойств. Наиболее важные личностные качества.

Ж. Противопоказания к деятельности.

Третий этап.

Основываясь на этом, можно представить следующую примерную программу профессиографического исследования.

Первый этап.

Содержанием первого этапа является предварительное изучение и классификация правоохранительных специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам. На этом этапе перед психологом стоит ряд задач:

составление перечня специальностей;

предварительная оценка (с помощью экспертов) профессионально важных качеств специалистов;

группировка специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам.

Для решения этих задач обычно применяются метод анализа документов, метод экспертной оценки и содержательно-психологический анализ.

Второй этап.

По своей сути второй этап представляет собой общее ознакомление с соответствующей профессиональной деятельностью. Задачи этого этапа:

ознакомление с рабочим местом специалиста;

определение основных обязанностей и особенностей профессиональной подготовки сотрудников;

выявление показателей успешности профессиональной деятельности.

Основными методами, применяемыми на данном этапе, являются наблюдение, анализ документов, беседа и интервью.

Третий этап.

Содержательная сторона этого этапа заключается в сборе эмпирического материала, оформлении и проверке профессиограммы, проверке и корректировке результатов всего комплекса исследований.

На третьем этапе психолог решает преимущественно следующие задачи:

определение характеристики санитарно-гигиенических условий профессиональной деятельности, организации и режима труда;

изучение психологических и социально-психологических факторов профессиональной деятельности (оценка профессионально важных качеств и характеристики рабочих групп и коллективов);

изучение содержания профессиональной деятельности и вскрытие ее психологической структуры (мотив, цель, приемы и способы действий);

выявление динамики и характера психических состояний сотрудников в ходе профессиональной деятельности;

обработка, интерпретация и оформление в профессиограмме полученных результатов;

окончательная оценка профессионально важных качеств;

установление набора методик для определения профессионально важных качеств;

разработка программы профессионального обучения и профотбора.

На этом этапе применяются следующие методы: метод гигиены труда, хронометраж, метод моментных наблюдений, методы эргономики труда, наблюдение и самонаблюдение, личностные опросники, проективные методы, биографический метод, анализ результатов деятельности, социометрия, анализ документов, эксперимент, анализ ошибок, экспертная оценка, опрос, методы физиологии труда (электроэнцефалограмма, электрокардиография и т.д.), содержательно-психологический анализ.

Основываясь на этой программе, возможно, проводить профессиографическое исследование с последующей разработкой профессиограммы, которая в последующем может быть реально применима при профессионально-психологическом отборе.

Выводы

1.Понятие профессионально важные качества трактуется разными авторами по своему. Это обосновывается различными подходами к определению понятия, а также с обращением к нему многих ученых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Разрешение супружеских конфликтов
Путь разрешения конфликта может быть конструктивным и деструктивным, разрушающим нормальную структуру чего – либо. Конструктивное разрешение конфликта имеет благоприятный исход, потому что оба субъекта выходят на новый уровень отношений, более высокий в силу того, что они научились учитывать интересы другого, этот другой начинает входит ...

Типология стилей детско-родительских отношений
На всех этапах развития ребенка в семье на него оказывают постоянное воздействие различные факторы семейной среды, в том числе стиль семейного воспитания. Он может оказывать как оздоровляющее воздействие на воспитательную функцию семьи, так и дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения. П ...

Предложения, начинающиеся со слов “Что было бы, если..
Цель: Этот метод можно также использовать для того, чтобы побудить подростков к обсуждению своих чувств. Участников следует поощрять к рефлексии собственного поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также к поиску возможных альтернатив поведения. Материал: подготовленные листы бумаги с началом предложений “Ч ...