Б. Сенсорно-перцептивные свойства.
Требования к функциям анализаторов (дифференциальному порогу, лабильности и т.д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размера, скорости, удаленности); преобладающий вид восприятия. Профессионально важные качества внимания и их сочетание. Тренируемость и компенсируемость выделенных свойств.
В. Особенности мышления, памяти.
Требования к памяти и ее видам. Преобладающий тип мышления и его качества. Необходимость быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, производить расчеты, принимать правильные решения и т.п.
Требования к воображению.
Возможность развития профессионально-важных качеств мышления, памяти и воображения.
Г. Моторные свойства.
Требования к психомоторике (наиболее загруженные функциональные системы и органы, их взаимодействие и сочетание; необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы).
Требования к речевой функции (лаконичность, четкость и громкость речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности компенсации при их недостаточном развитии.
Д. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных свойств. Наиболее важные личностные качества.
Ж. Противопоказания к деятельности.
Третий этап.
Основываясь на этом, можно представить следующую примерную программу профессиографического исследования.
Первый этап.
Содержанием первого этапа является предварительное изучение и классификация правоохранительных специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам. На этом этапе перед психологом стоит ряд задач:
составление перечня специальностей;
предварительная оценка (с помощью экспертов) профессионально важных качеств специалистов;
группировка специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам.
Для решения этих задач обычно применяются метод анализа документов, метод экспертной оценки и содержательно-психологический анализ.
Второй этап.
По своей сути второй этап представляет собой общее ознакомление с соответствующей профессиональной деятельностью. Задачи этого этапа:
ознакомление с рабочим местом специалиста;
определение основных обязанностей и особенностей профессиональной подготовки сотрудников;
выявление показателей успешности профессиональной деятельности.
Основными методами, применяемыми на данном этапе, являются наблюдение, анализ документов, беседа и интервью.
Третий этап.
Содержательная сторона этого этапа заключается в сборе эмпирического материала, оформлении и проверке профессиограммы, проверке и корректировке результатов всего комплекса исследований.
На третьем этапе психолог решает преимущественно следующие задачи:
определение характеристики санитарно-гигиенических условий профессиональной деятельности, организации и режима труда;
изучение психологических и социально-психологических факторов профессиональной деятельности (оценка профессионально важных качеств и характеристики рабочих групп и коллективов);
изучение содержания профессиональной деятельности и вскрытие ее психологической структуры (мотив, цель, приемы и способы действий);
выявление динамики и характера психических состояний сотрудников в ходе профессиональной деятельности;
обработка, интерпретация и оформление в профессиограмме полученных результатов;
окончательная оценка профессионально важных качеств;
установление набора методик для определения профессионально важных качеств;
разработка программы профессионального обучения и профотбора.
На этом этапе применяются следующие методы: метод гигиены труда, хронометраж, метод моментных наблюдений, методы эргономики труда, наблюдение и самонаблюдение, личностные опросники, проективные методы, биографический метод, анализ результатов деятельности, социометрия, анализ документов, эксперимент, анализ ошибок, экспертная оценка, опрос, методы физиологии труда (электроэнцефалограмма, электрокардиография и т.д.), содержательно-психологический анализ.
Основываясь на этой программе, возможно, проводить профессиографическое исследование с последующей разработкой профессиограммы, которая в последующем может быть реально применима при профессионально-психологическом отборе.
Выводы
1.Понятие профессионально важные качества трактуется разными авторами по своему. Это обосновывается различными подходами к определению понятия, а также с обращением к нему многих ученых.
Подходы к определению социальной группы
Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине XIX в. и послужило решающим стимулом развития новой «парадной» ветви психологического и социологического знания — социальной психологии. Именно в это время К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.Н. Надеждин, Г.В. ...
Основные составляющие имиджа семьи
Имидж семьи можно классифицировать по следующим параметрам:
- знаку (очевидно, что имидж семьи может быть положительным и отрицательным);
- соотношению личностной и профессиональной составляющих семьи;
- по фактору, образующему имидж семьи (имеется в виду, что факторы, влияющие на имидж семьи, могут быть различными: к ним относятся т ...
Личность (определение, периоды становление, признаки зрелости)
Личность -
общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.
Этапы становления личности:
Кризис - это становление личности.
Первый этап кризиса - младенческий, который проявляется в возрасте от 3 до 7 лет. Когда происходит становление личнос ...
Разделы