Б. Особенности приема информации.
Характеристика поступающей информации: состав информационных каналов, преобладающие виды сигналов, распределение информации по форме предъявления и по времени; объем основных сообщений и общая структура коммуникаций специалиста; типичные помехи при приеме информации; анализаторные системы, находящиеся под преимущественной нагрузкой; характеристика динамики их включения в работу, степень напряжения на различных этапах деятельности.
В. Особенности переработки информации и принятия решений.
Преимущественные способы переработки информации и принятия решений, степень их сложности и ответственности. Участие и роль в этом процессе различных видов памяти (долговременной, кратковременной, оперативной, логической, зрительной, слуховой, двигательной); типы мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) и его качества (быстрота, гибкость, самостоятельность, критичность и т.д.). Влияние личностных качеств на эффективность данной работы.
Г. Структура исполнительских действий.
Рабочая поза специалиста, состав преобладающих двигательных актов; участие в работе пальцев и кистей рук, верхних и нижних конечностей; сочетания различных движений и требования к их координированности; характеристика действий по скорости, точности, автоматичности. Возможность выработки необходимых двигательных навыков в процессе деятельности. Характер речевой деятельности (ее сложность или стереотипность, особенности профессиональной терминологии, необходимость правильной дикции, громкости речи и т.д.).
Д. Анализ ошибок в деятельности специалиста.
Наличие и частота ошибок, анализ их причин. Систематизация ошибочных действий с учетом их обусловленности функционированием различных психических процессов и образований, выделение ошибок различных типов:
- сенсорно-перцептивных (связанных с приемом и первичной оценкой информации);
- гностических (ошибки при переработке информации и принятии решений);
- моторных (связанных с недостатками психомоторики и речи);
- личностных (обусловленных особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональной сферы, организаторских способностей и т.д.).
Е. Загруженность в ходе деятельности различных психических функций.
Распределение времени и усилий специалистов на выполнение операций по приему, переработке информации и реализации решений; соотношение загруженности сенсорно-перцептивных, интеллектуальных и психомоторных процессов; роль личностных качеств. Психологические функции, находящиеся под преимущественной нагрузкой и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса деятельности.
5.Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности.
А. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста.
Особенности влияния различных операций в процессе деятельности и факторов внешней среды на психическое состояние человека; общая динамика работоспособности; изменение функциональных возможностей различных психических процессов в ходе выполнения специалистом своих обязанностей, причины возможного снижения чувствительности анализаторов, умственной активности, интенсивности внимания, ухудшения памяти, координации движений, физической выносливости, силы и т.д.
Б. Основные эмоциональные состояния специалиста.
Наиболее характерные для профессии эмоциональные состояния; ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение, требующее значительных усилий для его преодоления; степень их обусловленности самим процессом деятельности, факторами среды и социально-психологическими факторами.
В. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний.
Влияние изменения состояния на эффективность и надежность работы специалиста; возможности управления динамикой психологического состояния, приемы и средства, используемые для этого.
Индивидуальные различия выраженности тех или иных состояний; социально-психологические качества человека, в наибольшей мере обеспечивающие преодоление неблагоприятных состояний .
6.Психограмма.
А. Личностные особенности.
Требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, склонностям по интересам, опыту социального поведения; требованиям к волевым качествам и чертам характера (смелость, решительность, настойчивость, самообладание, уверенность в своих силах, исполнительность, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость и т.д.), организаторским способностям и другим качествам.
Виды и проявления девиантного поведения
Отклоняющееся поведение всегда проявляется в виде действий, с помощью которых человек взаимодействует в реальностью. Поэтому проявления девиантного поведения можно рассматривать как способы, с помощью которых человек адаптируется к окружающему миру.
По В.Д. Менделевичу (2001), существует пять способов взаимодействия индивида и реальнос ...
Мозговой штурм
Цель:
При помощи этого метода определяют уровень знаний и основное направление интересов участников группы. Спонтанно собранная информация служит основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий.
Материал:
карточки и ручки, большая доска, на которую можно прикрепить, листки кнопками, кнопки или большой лист ватмана и клей ...
Методики исследования
Для оценки социального климата в родительской семье испытуемых была использована методика ШСО (Шкала семейного окружения). В основе шкалы семейного окружения (ШСО) лежит оригинальная методика Family Environmental Scale (FES) предложенная Rudolf H. Moos и Bernice S. Moos в 1974 г. В нашей стране методика адаптирована С.Ю. Куприяновым в 1 ...
Разделы