Особенности самооценки в старшем школьном возрасте

Для самооценки десятиклассников характерны типично юношеские особенности — она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои воз­можности и не слишком тревожны.

В XI, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был доста­точно абстрактным, становится реальностью. Часть старшекласс­ников и в этой ситуации сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других старшеклассников самооценка высока и глобальна — охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое.

Другая группа отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек. В связи с изменениями в самооценке в XI классе повышается тревожность.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тре­вожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, на­чавшейся с формирования образа своего «Я» на границе подростко­вого и старшего школьного возрастов.

Старшеклассники в боль­шей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Де­ти в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдер­жанными, уравновешенными, чем в 11-15.


Дыхательные упражнения
“Растопить узоры на стекле” Глубоко вдохните, не поднимая плечи. Направьте воздух в живот. При выдохе губы слегка приоткрыты. Выше дыхание струится, как будто Вы собираетесь растопить' узоры на стекле или губами рассеять семена растений. Вы чувствуете, как Ваше теплое дыхание струится через губы. Повторите упражнение несколько раз. Уп ...

Этапы реализации коррекционных занятий
1 этап -Диагностический Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. При изучении тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста целесообразно использовать следующие методики: методика А.И. Захарова «Опросник для детей на наличие страхов», методика «Неоконченные ...

Модели порождения речи.
«Коммуникативные» модели» В последние два десятилетия активно развивается так называемое прагматическое направление в психолингвистике. При этом речь рассматривается вплетенной в процесс коммуникаций, а модели порождения речи как подчиняющиеся требованиям речи коммуникативного процесса. Большое внимание здесь уделяется так называемым ...