Материалы » Психологические факторы супружеских отношений » Любовь как фактор брачно-семейной жизни

Любовь как фактор брачно-семейной жизни
Страница 1

Рассмотрим следующие вопросы:

–Фетишизация чувственного компонента супружества и его последствия для брачно-семейных представлений.

– Сущность любви и ее роль в семейных союзах.

– Соотношение понятий "любовь" и "брак".

– Формы любовного влечения.

– Нравственная природа подлинной любви.

– Проблема сохранения межличностных чувств.

Тема любви волнует человечество на протяжении почти всей его истории. Любовь была и злом, и благом; и счастьем, и страданием; и горестью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным. Необходимой и отчаянно личной она осталась и для тех, кто еще только вступает в страну любви, только лишь готовится к встрече с этим прекрасным чувством, для юношей и девушек, которые нетерпеливо ждут любви, жадно ищут ее в окружающих и окружающем, готовы идти на край земли, лишь бы найти любимого или любимую. И сколь же горько сознавать, что не к каждому из них придет любовь.

Существуют ли законы любви? Каковы судьбы любви в семейной жизни? Как соотносится любовь и чувственность? Вопросов много, и далеко не на все из них могут быть получены ответы. И все же, если вопросы возникают, то о них нужно говорить. Ведь для человека часто более важен, возможно, и бесконечный поиск ответа, чем его получение в готовом виде.

В научной и научно-популярной литературе сложился своеобразный стереотип: громогласное утверждение о массовости и распространенности брака по любви. Проникнув в обыденное сознание и утвердившись в нем, этот стереотип стал едва ли не нормативной моделью поведения молодежи, которая со свойственным этому возрасту максимализмом отождествляет брак исключительно с любовью. Однако исследования социологов показывают, что, несмотря на естественное в подобных условиях преобладание "любовной" мотивации при вступлении в брак, второе место за ней устойчиво занимает "общность интересов, взглядов".

Заметим, что сама по себе мотивация брака включает, по крайней мере, пять типов: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение ее влияния на удовлетворенность брака подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное количество удовлетворенных и минимальное – неудовлетворенных. Но здесь надо подчеркнуть именно единство этих двух мотивов. Ведь в том-то и дело, что разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

Оставим пока в стороне анализ противоречия между "любовной" мотивацией и стабильностью брака и обратимся к последствиям для брачно-семейных представлений фетишизации чувственного компонента супружества.

Исследования ученых показали нетождественность любовной и собственно брачной ориентации молодежи, Так, по данным В. Т. Лисовского, в число первостепенных жизненных планов молодежи в 72,9 процента ответов вошло "встретить любимого(ую)" и только в 38,9 процента – "создать семью", причем ответы эти оказались достаточно независимыми друг от друга. То, что в настоящее время юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в каждом любовном партнере видят будущего спутника жизни, было подтверждено и в исследованиях С. И. Голода. Он обнаружил, что в числе возможных мотивов предбрачных интимных отношений "любовная" мотивация явственно преобладает над "брачной": и у мужчин, и у женщин на первое место вышла взаимная любовь, а на второе – приятное времяпровождение. Правда, дальнейший порядок мотивов оказался различным в зависимости от пола опрошенных. У женщин на третьем месте оказалась все-таки ориентация на брак, а далее – стремление к получению удовольствия и желание эмоционального контакта, у мужчин же – стремление к получению удовольствия, желание эмоционального контакта и лишь затем – ориентация на брак.

Страницы: 1 2


Методы диагностики произвольности поведения
При разработке методических приёмов, выявляющих уровень произвольности поведения, авторы исходили из понимания произвольности, как преодоления сложившихся стереотипных реакций и опосредованности поведения некоторой культурной нормой. Методика включает в себя 4 экспериментальные ситуации, которые максимально приближены к условиям жизни ...

Приложения
Приложение 1 Таблица 2.1 - Результаты исследования ценностных ориентаций подростков с использованием методики М. Рокича в экспериментальном классе на констатирующем этапе экспериментальной работы Ценности Результаты исследования терминальных ценностей подростков среднего школьного возраста Номер испытуемого 1 2 3 ...

Особенности и закономерности развития памяти и внимания у детей с умственной отсталостью
Трудно переоценить значение развития психокогнетивных процессов, в том числе памяти и внимания, для полноценного формирования познавательной сферы личности. Память Согласно исследованиям X. С. Замского, умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не ...