Подростковый возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, собеседника посредством включения подростков в деятельность по освоению культурных ценностей. Именно в период обучения в школе происходит формирование личности, которая учится жить в мире и согласии с окружающими людьми и с самим собой. Поэтому проблема поведения в обществе является актуальной для современных школьников. Это тем более важно, что в наше время зачастую нравственное развитие отстает от интеллектуального. Дети и взрослые страдают от эмоциональной неустойчивости, от неумения понимать окружающих, правильно выстраивать взаимоотношения. www.transpobrand.ru
В содержание образования входят знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие учебно-познавательную и производительную деятельность, а также готовность человека к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному. Этот компонент содержания образования особенно важен для современного общества: потенциальный член общества должен уметь самостоятельно оценивать себя и свои поступки, поступки других людей, принимать самостоятельные решения, касающиеся не только собственной деятельности и судьбы, но в определенной степени – и других людей.
Научить подростков нравственно–эстетическим отношениям между собой, дать навыки нравственно-эстетического поведения, учить строить добрые отношения с окружающими людьми: сверстниками, родителями, соседями, учителями – цель предлагаемой ниже программы.
Цели занятий:
· Познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
· Развитие коммуникативных способностей школьников и навыков позитивного общения.
Основные задачи:
· познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;
· сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
· сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
· формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Формы и методы организации работы: уроки - лекции, дискуссия, тренинговые упражнения.
Содержание социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков приведены ниже (см. табл. 2.5)
Таблица 2.5
Тематический план социально-педагогической работы по формированию норм эстетического поведения и общения у подростков
№ п\п |
Блок 1. Навыки этикета |
Содержание работы |
1 |
Из истории этикета. |
Урок - лекция |
2 |
Правила этикета при представлении. Церемонии. |
Урок - лекция |
3 |
Духовная поддержка. Этикетные выражения. |
Урок - лекция Демонстрация слайдов |
4 |
Поездка в гости и прием приезжих гостей. |
Демонстрация слайдов |
5 |
Дуэли и современные способы реакций на оскорбление. |
Диспут |
6 |
Твой стиль поведения. |
Классный час (см. Приложение 2) |
Блок 2 . Навыки позитивного общения | ||
1 |
Осознание себя. Внимание к поведению других. Умение вести разговор. |
1. Ритуал приветствия 2. Изучение правил поведения в группе 3. Упр. “Ласковое слово” 4. Упр. “Приятно сказать” 5. Упр. “Общий язык” |
2 |
Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами. |
1.Ритуал приветствия 2. Повторение правил поведения в группе 3. Упр. “Слушаем молча” 4. Упр. “Значимые люди” 5. Упр. “Список чувств” 6. Упр. “Интонация” 7. Подведение итогов |
3 |
Осознание проблем в отношениях с людьми |
1.Ритуал приветствия 2. Повторение правил поведения в группе 3. Упр. “Мои проблемы” 4. Упр. “Какая рука горячее” 5. Упр. “Свое пространство” 6. Упр. “Не дыши в затылок” 7. Упр. “Разговор в парах на разных дистанциях” |
4 |
Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств. |
1. Ритуал приветствия 2. Повторение правил поведения в группе. 3. Упр. “Мотивы наших поступков” 4. Упр. “Чувства без слов” 5. Упр. “Благодарность без слов” |
5 |
Чувство благодарности другим |
1. Ритуал приветствия 2. Повторение правил поведения в группе 3. Упр. “Особые дары” 4. Упр. “Благодарность без слов” |
6 |
Подведение итогов |
Урок – дискуссия по правилам поведения и общения |
Способности и их диагностика
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии.
Терстоунт (1938г) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
1. Счетную с ...
Теоретические основы
использования игр в развитии познавательных процессов у детей младшего
школьного возраста
Дидактические игры в педагогических системах
. В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи:
Л. А. Венгер, А. П. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3. М. Богуславская, О. М. Дья ...
Гнев
Гнев - одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Гневные слова или другие проявления гнева могут стать причиной временного разлада отношений между людьми. Как уже говорилось, гнев может быть связан с печалью, а гневные чувства, которые человек испытыв ...
Разделы