Введение

В настоящее время психология начинает занимать всё более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. - основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей [41].

К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию во всех областях жизни, как этих принципов, так и научных достижений психологии. [29] Определённую ответственность за это несёт современная система образования. Думается, что при определении перспективных путей развития образовательных структур и программ целесообразно учитывать их соответствие общественным потребностям своего времени. Необходимость психологического образования с дошкольного возраста как раз и вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам как всего современного общества, так и каждого из его граждан.[41]

Учёные-педагоги и психологи утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, поскольку она формирует целостное мировоззрение ребёнка: учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой. [1]. Психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность, но и воспитание их психологической культуры, которая является основой и результатом психологического здоровья молодого поколения страны. [36] Не случайно Д.С. Лихачёв подчеркивал, что культура - это огромное целое явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения - народом, нацией [27]. Именно в детстве «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования». [25] . Поэтому вновь проблему воспитания детей целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека [4].

Актуальность исследования проблемы психологической культуры обусловлена ведущей ролью этого качества в процессах жизнедеятельности человека, его общения, социальной адаптации, продуктивного личностного развития.

Цель работы: выявить влияние психологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста на его положение в группе сверстников.

Задачи теоретического исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме влияние психологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста на его положение в группе сверстников.

2. Определить основные проблемы и направления в исследовании влияния психологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста на его положение в группе сверстников.

Объект исследования: психологическая культура дошкольников.

Предмет исследования: влияние коммуникативной составляющей детской субкультуры на положение ребенка в группе сверстников.

Гипотезы:

1. Психологическая культура ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой сложную систему, которая по-разному детерминирует его положение в группе сверстников.

2. Владение определенными элементами детской субкультуры является значимым фактором воздействия старшего дошкольника на сверстников.

3. Психологическая культура значимых для ребенка взрослых (родителей оказывает существенное влияние на психологическую культуру и межличностные отношения детей.

Методы исследования:

1. Анализ литературы

2. Обобщение и систематизация изученного материала


Специфика супружеского конфликта
Существует множество современных определений и толкований конфликта: КОНФЛИКТ - (от лат. «conflictus» - столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1/ либо противоречивые позиции сторон по какому – либо пов ...

Содержание исследования памяти детей с общим недоразвитием речи. Цели, задачи и методы исследования
Анализ специальной литературы позволил обозначить цель проведения исследования: выявление отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевого нарушения. Были использованы представленные в специальной литературе методики исследования памяти (Ю.А. Афонькина, Р.Е. Лурия, А.А ...

Результаты и интерпретация исследования
Наличие или отсутствие связи между социальной желательностью (20 – пунктовой методики) и личностными характеристиками выявлялось при помощи непараметрического коэффициента корреляция Спирмена, вычисляемого по формуле: , где d – разница между рангами n – количество испытуемых В результате проведения исследования мы получили следующие ...