В настоящее время психология начинает занимать всё более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. - основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей [41].
К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию во всех областях жизни, как этих принципов, так и научных достижений психологии. [29] Определённую ответственность за это несёт современная система образования. Думается, что при определении перспективных путей развития образовательных структур и программ целесообразно учитывать их соответствие общественным потребностям своего времени. Необходимость психологического образования с дошкольного возраста как раз и вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам как всего современного общества, так и каждого из его граждан.[41]
Учёные-педагоги и психологи утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, поскольку она формирует целостное мировоззрение ребёнка: учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой. [1]. Психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность, но и воспитание их психологической культуры, которая является основой и результатом психологического здоровья молодого поколения страны. [36] Не случайно Д.С. Лихачёв подчеркивал, что культура - это огромное целое явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения - народом, нацией [27]. Именно в детстве «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования». [25] . Поэтому вновь проблему воспитания детей целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека [4].
Актуальность исследования проблемы психологической культуры обусловлена ведущей ролью этого качества в процессах жизнедеятельности человека, его общения, социальной адаптации, продуктивного личностного развития.
Цель работы: выявить влияние психологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста на его положение в группе сверстников.
Задачи теоретического исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме влияние психологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста на его положение в группе сверстников.
2. Определить основные проблемы и направления в исследовании влияния психологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста на его положение в группе сверстников.
Объект исследования: психологическая культура дошкольников.
Предмет исследования: влияние коммуникативной составляющей детской субкультуры на положение ребенка в группе сверстников.
Гипотезы:
1. Психологическая культура ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой сложную систему, которая по-разному детерминирует его положение в группе сверстников.
2. Владение определенными элементами детской субкультуры является значимым фактором воздействия старшего дошкольника на сверстников.
3. Психологическая культура значимых для ребенка взрослых (родителей оказывает существенное влияние на психологическую культуру и межличностные отношения детей.
Методы исследования:
1. Анализ литературы
2. Обобщение и систематизация изученного материала
Основное внутреннее направление связано с эмоциями.
Основное внутреннее направление деструктивного характера связано с отрицательными эмоциями: страхом, гневом, стыдом, виной, обидой, часто неосознаваемыми. Варианты здесь могут быть самые разные, но неизменным остается один факт: вытесненные в подсознание чувства страха, гнева, стыда, вины или обиды, живущие веками в той или иной семье, ...
Заключение.
Данная работа наглядно иллюстрирует необходимость подготовки специалистов- клинических психологов. В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой, клинические психологи выполняют все расширяющийся круг функций: диагностические; коррекционные; экспертно-консультативные; профилактические; реабилитационные; научно-исслед ...
Развитие личности детей в полных и неполных семьях
Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают дл ...
Разделы