Но даже те различия, которые обнаружены с большей степенью достоверности, зависят от обстоятельств. В некоторых случаях различия нивелируются, приглушаются.
Например, можно ли считать, что женщины всегда менее агрессивны, чем мужчины? Как показали исследования зарубежных авторов, агрессивность не обусловлена психофизиологическими предпосылками, следовательно, от природы мужчины и женщины агрессивны в равной степени, но ведут себя по-разному. Мужчины не скрывают свою агрессивность, тогда как женщины подавляют ее в силу присущих им тревожности, чувства вины, способность входить в эмоциональные состояния другого. А в некоторых ситуациях и мужчины и женщины демонстрируют одинаковую агрессивность. В целом же у мальчиков с возрастом она увеличивается заметнее, чем у девочек. Стереотипы агрессивности усваиваются особенно активно после 6 лет вместе с полоролевыми стереотипами поведения. И случается так, что девочка ведет себя довольно агрессивно, потому что лучше усвоила мальчишеский тип поведения, а мальчик менее агрессивен, поскольку у него под влиянием воспитания возникли девчачьи черты и повадки. www.todayculture.ru
Ученые отмечают и различия в активности психической деятельности, касающиеся ее содержания: у мужчин она проявляется в самоутверждении и самовыражении, у женщин - в общении и установлении эмоциональных контактов. Девочки и женщины более отзывчивы к чужим переживаниям, они эмоционально, а не рассудочно понимают другого, больше сопереживают и сочувствуют. Однако готовность помочь человеку заметнее проявляется у мальчиков и мужчин.
Советские ученые Л. Гозман и Ю. Алешина изучали влияние самооценок мужчин и женщин в возрасте 20-21 года на любовные отношения. Мужчины с высокой самооценкой чаще, чем мужчины с низкой, сообщали, что пользовались успехом у женщин, неоднократно сами влюблялись, имели много романов. Девушки с высокой самооценкой реже влюблялись, позже начинали половую жизнь, считали, что настоящей любви у них еще не было. Следовательно, женщины с высокой самооценкой в любовной сфере менее благополучны, чем такие же мужчины.
В межличностных отношения женщины проявляют большую, чем мужчины, эмоциональную заинтересованность, импульсивность в сочетании с некоторой недоброжелательностью и утрированной готовностью к самозащите. Они меньше сосредоточены на себе и менее авторитарны. На вторжении в привычный круг общения нового мужчины женщины реагируют легко и привычно. Мужчины же появление женщины в “личном пространстве” воспринимают более агрессивно. И мужчины, и женщины новое действующее лицо противоположного пола в первую очередь оценивают с точки зрения сексуальной привлекательности.
Женщины более дипломатичны и обходительны, что объяснимо их более тонкой восприимчивостью к воздействиям извне и более тонкой оценкой собственных ответных действий.
Мужчина легче “прочитывается” по мимике, взгляду, он с трудом скрывает свои состояния и в этом смысле примитивнее. Женщина - более скрытна, при необходимости умеет подобрать нужные слова, интонации.
У мужчин и женщин разная чувствительность к грубости, несправедливости и подлости. Женщины гораздо острее переживают их, и это оставляет свой след: женщины язвительны, способны ранить словом. Мужчины резки, но не стремятся, вкладывая в свои слова тайный смысл, уязвить партнера по общению.
Женщины говорят больше мужчин, их речь менее категорична, в ней чаще встречаются благозвучные слова, смех, вскрики, незаконченные фразы. Они разговаривают в основном о доме и семье, и в их речи больше эмоциональных и позитивных оценок. Речь мужчины грубее, в ней, как правило, больше нецензурных и жаргонных элементов, они беседуют в основном о делах и спорте, чаще высказывают враждебные суждения и используют приемы обсуждения, спора, лекции, команд и заявлений.
Различия в тематике разговоров наблюдаются уже в детском возрасте. Английский психолог А. Хаас исследовал речевое поведение детей четырех, восьми и двенадцати лет и показала, что между собой больше говорят о спорте и досуге, а девочки - о личности, школе, желаниях и потребностях. Девочки в разговорах с мальчиками чаще смеются и говорят приятное, тогда как мальчики кричат и требуют. По данным других исследований, мальчики чаще перебивают девочек, девочки больше спрашивают, просят, меньше высказывают утверждений и инициативных предложений. Мальчики с раннего возраста общительнее девочек и более склонны к широкому общению, а девочки – к формированию замкнутых микрогрупп. Мужское общение больше предметно и “инструментально”, чем экспрессивно. Общение девочек пассивнее, но дружественнее и изобретательнее. Для мальчиков важнее содержание деятельности, для девочек – симпатии.
Понятие малой социальной группы
Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса множества социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Сейчас уже трудно себе представить, что всего 90—100 лет назад на экпериментальном уровне рассматривался вопрос о том, что само прису ...
Компенсаторная (замещающая) функция эмоций
Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсато ...
Общая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получ ...
Разделы